МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Воспитатели групп » «Государственные символы России» Короткова И.А., воспитатель речевой группы

«Государственные символы России» Короткова И.А., воспитатель речевой группы

Государственные символы России утверждены уже достаточно давно – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества» по-прежнему остаётся актуальной. В последнее время многое в российском обществе было переосмыслено, представления о государственной символике страны стали более глубокими. Овладение теоретическими основами поможет педагогам в процессе работы с детьми и их родителями грамотно использовать термины и понятия, отвечать на возникающие вопросы, избежать методических ошибок при проведении занятий.

Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, можно сформулировать следующие задачи ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой:

- воспитание интереса к государственным символам нашей Родины;

- развитие чувства сопричастности к истории и современной жизни нашей страны;

- воспитание эмоционально-положительного отношения к гербу, флагу и гимну России;

- формирование элементарных представлений о функциональном назначении и символическом смысле государственных символов;

- воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

 

 

Детям старшего возраста, при поступлении в школу, необходимо узнавать и называть герб, флаг и мелодию гимна России. В детском саду дошкольники только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они выучат его уже в начальной школе. С помощью педагога дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной. Ребята старшего дошкольного возраста понимают, что гимн нашей страны исполняется во время праздника или другого торжественного события. Когда он звучит, всем присутствующим на празднике нужно встать, мужчинам и мальчикам снять головные уборы, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Детям 5-7 доступно понимание того, для чего стране нужен флаг, герб и гимн. Старшие дошкольники довольно легко усваивают представления о том, что изображения на гербе, цвета герба и флага России означают добро и красоту.

В практике работы дошкольных образовательных учреждений ознакомление с государственными символами нашей страны осуществляется в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Накоплению у ребёнка впечатлений, повторению и закреплению знаний, представлений способствуют беседы с воспитателем, наблюдения в повседневной жизни, игровая и творческая деятельность, праздники и развлечения. В процессе подготовки наглядно-дидактических материалов и пособий, дидактических игр и упражнений необходимо учитывать юридическую основу государственной символики России. В связи с этим не следует использовать различного рода «разрезные картинки» с изображением государственных герба и флага России, т.е. любые пособия, нарушающие целостность их рисунка. Не стоит также предлагать детям старшего дошкольного возраста раскраски с изображением герба и флага. Ребята в этом возрасте далеко не всегда могут точно передать цвета государственных символов. Раскрашивая рисунок, они руководствуются не столько правилами, сколько собственными представлениями о красоте. Однако, такого рода ограничения не распространяются на самостоятельное детское изобразительное творчество. Рисуя, например, улицу родного города, ребята украшают дома изображением флагов, рисуют двуглавого орла на милицейской машине или военной самолёте. Стремление детей изобразить герб или флаг воспитателю следует поощрять. Если же рисунок содержит ошибки, необходимо указать на них ребёнку, объяснить, в чём они заключаются, помочь их исправить. Принципиально важным для ознакомления с государственными символами является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для детей в силу психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой-нибудь другой продуктивной деятельности. В каждой из возрастных групп игровая или продуктивная деятельность имеет свои особенности. В детском саду ознакомление детей с государственной символикой целесообразно проводить в течение всего периода дошкольного детства, начиная со второй младшей группы. Знакомство младших дошкольников с государственными символами осуществляется в процессе непосредственных наблюдений в повседневной жизни. Например, малышам доступно наблюдение вывешенных на зданиях государственных флагов России в предпраздничные дни. Развевающиеся на ветру флаги привлекают внимание ребёнка. Важно обратить внимание детей на то, какие флаги красивые и яркие. В процессе наблюдений малыши постепенно запоминают цвета и расположение полос на российском флаге. Воспитателю также необходимо ответить на вопросы, которые могут возникнуть у детей, не оставив их без внимания. Например, если ребёнок, заметив изображение государственного или городского герба, спрашивает о том, что это? В таком случае следует объяснить, что это изображение, рисунок является очень важным, называется гербом, что к нему нужно относиться с уважением. Основная задача в работе с детьми и четвёртого, и пятого года жизни – формирование положительного, эстетического отношения к государственным символам нашей страны. Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста – любознательность, интерес к познанию окружающего мира позволяют уже целенаправленно знакомить с российским гербом и флагом. В средней группе необходимо продолжать наблюдения в повседневной жизни, можно обратить внимание детей на то, что изображение государственного герба можно увидеть на денежных знаках, конвертах или марках; герб города или района – на фасадах зданий; изображение государственного флага – на автомобилях. Основу символических значений цвета в геральдике составляют краски природы, что позволяет построить ознакомление детей среднего дошкольного возраста с государственными символами на основе образов природы, подвести ребят к пониманию того, что цвета герба и флага России отражают красоту природы нашей страны. Накоплению впечатлений, развитию эстетического восприятия окружающей природы способствуют занятия по изобразительной деятельности, на которых ребята создают образы солнца, белой берёзы, синего неба и весенних ручейков, красной рябины и др. Знакомя детей с гербом и флагом нашей страны, возможно использование фольклора и народного искусства. Дошкольнику близки и доступны сказочные, песенные фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное восприятие Государственного герба и флага. При этом следует избегать упрощений. Например, не стоит объяснять, что двуглавый орёл – это сказочная птица с двумя головами. И у детей, и у взрослых сказочные существа с несколькими головами, как правило, устойчиво ассоциируются со Змеем Горынычем и прочими чудищами, что отнюдь не способствует формированию уважительного отношения к российскому гербу. Дошкольники совершенно адекватно воспринимают информацию о солнечной колеснице, запряжённой двумя орлами. Начиная со средней группы, целесообразно использовать в работе с дошкольниками иллюстративно-дидактический материал «Государственные символы России», в качестве демонстрационного материала для проведения занятий, а также для индивидуальной работы с детьми вне занятий. В свободное от занятий время, например, в процессе индивидуальных бесед с детьми, можно рассмотреть рисунок государственного герба нашей страны, репродукцию портрета тверской крестьянки, изображения вышивок. Рассматривая вместе с ребёнком или с подгруппой детей контурный рисунок солнечной колесницы, воспитатель может попросить ребят показать орлов, колесницу, солнце, задать детям вопросы. Рассматривая герб России, можно спросить у ребят:

- Что это?

- Кто изображён на гербе нашей страны?

- Какого цвета орёл?

Особое внимание следует уделить цветовой гамме – красному, белому, синему, золотому цветам, что способствует формированию у дошкольников эстетического восприятия государственных символов. Использовать раскраски в работе с детьми пятого года жизни нецелесообразно, поскольку они довольно сложные, а технические изобразительные навыки у ребят ещё недостаточно хорошо развиты. Старший дошкольный возраст имеет особое значение для приобщения ребёнка к прошлому и настоящему культуры нашего Отечества, частью которого является государственная символика, что, в свою очередь, содействует воспитанию любви к Родине. Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям, а также, к таким объектам материальной культуры, как марки, значки, монеты, флаги, гербы, имеющим знаково-символическое содержание. Хотелось бы подчеркнуть, что ребёнок даже старшего дошкольного возраста не воспринимает глубины времён, что необходимо учитывать. Его жизненный опыт ограничен 5-7 годами, которые представляются ему целой «исторической эпохой», отрезок в 20-30 лет уже имеет огромную, почти невероятную временную глубину, а «сто лет» являются синонимом понятия «давным-давно», относящим воображение в незапамятные, сказочные, былинные времена. У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представление о том, что государственная символика изменяется, как и всё, что нас окружает. Такой подход отвечает современным требованиям, предъявляемым к методике ознакомления детей с окружающим миром. Также у ребят можно сформировать некоторые элементарные представления об истории российского флага, о происхождении гербов, эмблем, знамён и флагов. Старшие дошкольники с огромным интересом воспринимают исторические сведения о государственных символах нашей страны. Однако знакомить детей дошкольного возраста с версиями происхождения двуглавого орла слишком рано. Чтобы ребёнок смог понять смысл какой-либо из версий, у него должны быть определённые представления не только об истории, но и о географии. Конечно, можно добиться результата и путём зубрёжки, вряд ли это будет способствовать развитию интереса у детей к государственным символам и формированию уважительного к ним отношения. Любое же упрощение при освещении версий происхождения двуглавого орла искажает смысл и суть исторических событий. Ребёнок 5-7 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и эмблем, их основным назначением. Детям старшего дошкольного возраста можно объяснить, что герб, флаг и гимн нашей страны объединяют граждан России и всех её жителей. Праздничное оформление улиц в дни государственных праздников призвано создать атмосферу единения народа, вызвать у каждого чувство сопричастности событию. Тот же смысл имеет исполнение Государственного гимна страны на торжественных мероприятиях, во время встречи Нового года. Объединительная функция наиболее понятная и доступная для дошкольников. Ребята хорошо усваивают представления о том, что символика города объединяет горожан, эмблема детского сада – детей, их родителей, а также его сотрудников. Старшим дошкольникам доступно понимание отличительной функции государственных символов, функции принадлежности. Герб изображают на монетах, он служит отличительным символом, помогающим нам отличить денежные знаки нашей страны от зарубежных. В качестве отличительного знака на автомобилях, самолётах помещают изображение государственного флага. Очень важно, чтобы ребята поняли, хотя бы на элементарном уровне, зачем нужна стране государственная символика. В подготовительной к школе группе можно объяснить детям, что символика государства отражает лучшие нравственные качества его граждан. Например, изображение всадника, поражающего копьём дракона на гербе России символизирует победу добра над злом, готовность народа защищать свою Родину, его цвета – чистоту души, верность, правду, любовь, мужество. Соответственно мы можем сделать вывод о том, что граждане России должны быть добрыми, отстаивать справедливость, быть честными и правдивыми, любить свою Родину, мужественно защищать её. К сожалению, эти понятия слишком сложны и абстрактны, далеко не все дети 6-7 лет способны их усвоить. Мышление дошкольников конкретно. Гораздо лучше ребята понимают нравственный смысл региональной символики – своего родного города, области, в которой живут. Государственная символика имеет ещё одну важную функцию – властную. Считаю, что не стоит дошкольников знакомить с этой функцией. Представления об этом назначении государственных символов слишком сложны для дошкольников. Обращая внимание детей во время прогулок и экскурсий на флаги, вывешенные на зданиях городской администрации, достаточно ограничиться наблюдением того, что различные знаки и символы окружают нас в повседневной жизни. Затрагивая столь сложную и серьёзную тему, как ознакомление с государственными символами нашей страны, роль воспитателя особенно велика. Ребёнок нуждается в руководстве и сотворчестве с педагогом. Очень важен отклик детей, их высказывания, их размышления. Так, например, старшие дошкольники дают довольно интересные ответы на вопросы о значении цветов полос российского флага. Белый цвет, как правило, в один голос определяют как цвет чистоты. Можно услышать и неожиданные, но по-своему верные высказывания, например, белый – цвет молока, красный – цвет сердца. Педагогу необходимо суметь выслушать ответы детей, проанализировать их, помочь ребятам сделать выводы. Необходимой и важной представляется работа по созданию эмблем групп. Такая деятельность объединяет, способствует воспитанию дружеских, коллективистских чувств. Ребята становятся более сплочёнными более внимательными друг к другу. Необходимым условием патриотического воспитания является работа педагогов с родителями и членами семей воспитанников. Их тоже нужно заинтересовать, увлечь изучением истории российской символики. Можно предложить родителям принять участие в семейных проектах по теме «Эмблема моей семьи», после чего организовать выставку семейных эмблем. В процессе взаимодействия воспитателя с членами семей воспитанников иногда возникают вопросы, можно ли проводить занятия по ознакомлению с российской государственной символикой в группах, которые посещают дети разных национальностей, особенно, если их родители не являются гражданами России, и как лучше это сделать. И детям, и их родителям необходимо объяснить, что государственные символы объединяют всех людей, живущих в стране. Кроме того, и для детей, и для их родителей важно иметь возможность познакомиться с историей и культурой страны, в которой они сейчас живут.

Примерная тематика занятий в средней группе

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и изодеятельности, наблюдения Основные задачи и содержание занятий и наблюдений Время проведения
Наблюдения во время прогулок красного цвета и его оттенков в природе: заката солнца, красок осенних листьев, ягод рябины и т.п. Эстетическое восприятие красок и образов осенней природы, накопление впечатлений, связанных с красотой родной природы.

 

Сентябрь -ноябрь

«Красная рябина» (занятие по рисованию или аппликации) Отражение в изодеятельности впечатлений, полученных в процессе наблюдений.

 

Сентябрь -октябрь

«Солнышко» (занятия по ознакомлению с окружающим миром) Визуальное знакомство с гербом России; формирование положительного отношения к гербу нашей страны.

 

Ноябрь-декабрь

Наблюдения во время прогулок белого цвета в природе: заснеженных деревьев, снежинок, белых берёз, белых облаков и т.п. Эстетическое восприятие красок и образов зимней природы, накопление впечатлений, связанных с красотой родной природы.

 

Декабрь – февраль

«Белая берёза», «Снежинка», «Зимушка-зима» (занятия по рисованию или аппликации) Отражение в изодеятельности впечатлений, полученных в процессе наблюдений.

 

Декабрь –

февраль

Наблюдения во время прогулок синего цвета и его оттенков в природе: синего неба, отражения синевы небес в воде. Наблюдения за солнцем в небе, летающими птицами. Эстетическое восприятие образов природы – солнца, неба. Накопление впечатлений, связанных с красотой родной природы.

 

Февраль – апрель

«Солнышко», «Жар-птица», «Птицы в синем небе», «Весенние ручьи» (занятия по рисованию или аппликации) Отражение в изодеятельности впечатлений, полученных в процессе наблюдений.

 

Февраль -апрель

«Солнышко-колоколнышко» (декоративное рисование по мотивам дымковской и филимоновской росписей) Эстетическое восприятие образов народного декоративно-прикладного искусства.

 

Февраль – апрель

«Разноцветные острова» (занятие по ознакомлению с окружающим миром) Закрепление визуальных представлений о государственном флаге России, формирование положительного, эстетического отношения к флагу нашей страны.

 

Апрель

«Флажок» (занятие по конструированию с использованием рисунка из иллюстративного материала) Закрепление представлений о российском флаге.

 

Апрель

Примерная тематика занятий в старшей группе

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и изодеятельности, досуговые мероприятия Основные задачи и содержание занятий Время проведения
Пресветлое солнце» (комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию) Знакомство с элементарными основами истории происхождения государственного герба нашей страны. Сентябрь – октябрь
«Стяг» (занятие по ознакомлению с окружающим миром) Формирование элементарных представлений об истории флага, воспитание дружеских и патриотических чувств. Ноябрь – декабрь
«Бело-сине-красный флаг России» (комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию) Формирование элементарных представлений об истории флага, символическом значении его цветов. Январь -

 

февраль

«Государственные символы России» (досуг-викторина) Обобщение и закрепление знаний и представлений о гербе и флаге России. Март
«Знамя Победы» (комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и конструированию) Расширение знаний об истории страны и представлений о знамёнах и флагах. Апрель
«Государственный гимн Российской Федерации Знакомство с гимном России, раскрытие смысла слов гимна. Май

 

 

Примерная тематика занятий в подготовительной группе

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и изодеятельности, досуговые мероприятия Основные задачи и содержание занятий Время проведения
«Герб России» (занятие по ознакомлению с окружающим миром)

 

 

Формирование элементарных представлений об истории государственного герба России, о символическом значении изображений двуглавого орла и всадника. Сентябрь – октябрь
«Герб города и символика микрорайона» (занятие по ознакомлению с окружающим миром) Формирование элементарных представлений о существовании различных видов гербов и эмблем, их назначении. Ноябрь – декабрь
«Гербы и эмблемы» (занятие по ознакомлению с окружающим миром) Расширение представлений о различных видах гербов и эмблем, их назначении. Январь
«Создаём эмблему группы (занятие по рисованию) Обобщение и закрепление представлений о различных видах гербов и эмблем. Развитие образного мышления и изобразительного творчества. Февраль
«Какие бывают флаги» (занятие по ознакомлению с окружающим миром) Расширение знаний об истории государственного флага России, о различных видах флагов и их назначении. Март – апрель
«Государственные символы России» (досуг-викторина) Обобщение и закрепление знаний и представлений о гербе и флаге России Май

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728