МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Воспитатели групп » «Использование игровых макетов и мини-музеев для развития познания и речи детей старшего дошкольного возраста»

«Использование игровых макетов и мини-музеев для развития познания и речи детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель речевой группы Исайчевой Н.Я.

Что такое музей?

В толковом словаре это трактуется так: музей – учреждение, имеющее целью собирание, хранение и экспозицию памятников истории и искусств, а также естественнонаучных коллекций и ведущие культурно-прсветительную работу.

Говоря о музеях, хочется вспомнить мудрых греков, которые с самого раннего детства приобщали своих детей к культурным ценностям мегаполиса. В древнем мире не было музеев в привычном нам понимании этого слова. Когда пишут или говорят на эту тему, всегда вспоминают о доме древнегреческого философа Платона «Храме муз».

В Греции всегда почитались боги и богини – музы искусства, правосудия, красоты, благополучия. В древних Афинах наряду с другими любили детский праздник Амфистерий, во время которого детям, достигшим 3-х летнего возраста, вручались маленькие кувшинки-амфоры. Под звуки музыки и ликования огромного амфитеатра на малышей впервые надевали хитончики, и они становились полноправными членами афинского общества. Теперь вместе с родителями дети могли бывать всюду: посещать храмы, участвовать в общественных и семейных праздниках, присутствовать на соревнованиях и музыкальных мистериях.

 

 

Сейчас на дворе 21век, и наши малыши знают и видят больше, чем дети древней Эллады, тем не менее, большая часть из них никогда не была в музее. Поэтому, может, стоит создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в группах, картинную галерею, макеты, которые сейчас станут базой для развития познания и речи детей дошкольного возраста, а позднее, возможно, привлекут внимание родителей и разбудят интерес к музеям у детей.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому они и названы мини-музеями. Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики. Но в них есть преимущество: в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец композиции. Причем, не только он сам: каждый мини-музей – это результат общения, поиска, совместного творчества воспитателя, детей и родителей, что является особенно важным.

В нашем конкретном случае мини музеи – это элемент развивающей среды. Создаются они по той или иной теме как до, так и после ее изучения и существуют в группе непродолжительное или длительное время, в зависимости от их назначения и востребованности.

Как создаются мини музеи? Определив тему и название мини музея, выбирается место для размещения, и затем собираются экспонаты, которые при необходимости имеют схему описания. Например, если это экспонаты музея природы, то должно быть указано:

  • где собран (место сбора, страна, если не Россия);
  • среда (водная, наземная, воздушная, почвенная);
  • кем собран (Ф.И.О. дарителя);
  • краткая информация об экспонате (где встречается, почему имеет такое название, особенности строения, как используется человеком).

Каждый мини музей имеет свою структуру. Обычно его экспозиция разделена на несколько зон, чтобы ребенку проще было усвоить или закрепить материал. На мой взгляд, хорошо просматривается структура мини музея «Волшебный мир камней» (методическое пособие для работников ДОУ «Детский сад: будни и праздники» на стр.246-254). Здесь показаны разделы:

  • «От горы до песчинки» (от рождения до смерти);
  • «Нам камни строить и жить помогают»;
  • «Камни украшают» (скульптуры, мозаики, метрополитен);
  • «Камни пишут и рисуют» (мел, уголь…);
  • «Камни – помощники» (оружие, быт, посуда, бытовая техника, часы…);
  • «Камни – витамины»;
  • «Хранители подземных богатств».

Здесь же есть описание эксперимента «Как вода разрушает», исследования «Почему камни бывают разноцветными» и таблица «Подарки Хозяйки Медной горы», где даются названия камней по знакам зодиака. На мой взгляд, в каждом мини музее должен быть Зал Фантазии. По моей логике он должен нести функцию предметно-практической деятельности детей. Если это музей одежды – дети работают модельерами, музей камня – «и на камнях растут цветы» – композиции, музей или выставка книг – дети художники-иллюстраторы, транспорт – дети инженеры-конструкторы фантастического транспорта и т.д.

В мини музее могут быть представлены предметы и игрушки по теме, иллюстрации и открытки, литература и фотовыставки, выставки детского творчества и персональные выставки, кратковременные, так называемые «экспресс-выставки», а также коллекции.

Коллекции (как и выставки) очень близки по своей сути с мини музеями, и хотя они менее глобальны и объемны, и рассматриваются как часть музея, практически несут туже функцию и решают те же задачи, что и мини музеи:

  • расширение кругозора детей;
  • развитие познавательных интересов и потребностей;
  • стимулирование самостоятельной познавательной деятельности, поиск источников пополнения коллекций.

Это прекрасный материал для исследования, который дает импульс к свободной самостоятельной деятельности детей.

Собираются они также в соавторстве: дети – воспитатели – родители. Тематика их очень разнообразна: интересные названия коллекций из морских камней и ракушек представлены в журнале «Обруч» №2-07г, стр.31.

Как используются музеи и выставки? Мини музеи в группах позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.

Мини музеи – широкое поле для поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности детей. Здесь проходят экскурсии, беседы; любой предмет мини музея может подсказать тему для интересного разговора; об экспонатах можно придумывать сказки и составлять описательные рассказы, читать стихи и потешки, размышлять над пословицами и поговорками, загадывать загадки и разгадывать кроссворды. Здесь можно участвовать в конкурсах и викторинах, интеллектуальных игра: «Звездный час», «КВН», «Что? Где? Когда?», «Своя игра», литературных чтениях, а также поиграть в музейные ролевые и дидактические игры, которые учат общению, умению задавать вопросы и отвечать на них, развивают воображение, интеллект, эмоциональную сферу, способность анализировать и обобщать.

Методика дает возможность превратить музейное занятие по рассматриванию картин в интересную экскурсию, построенную по законам сюжетно ролевой игры. В журнале «Дошкольное воспитание» №2-2006г. на стр.90 предложены 2варианта таких занятий через игру «Космос русского авангарда» и сюжетно ролевую игру «Грачи прилетели».

В «архивах» мини музеев могут храниться темы экскурсий, а также фотографии, детские рассказы, рисунки, рукописные книги – все, что мы считаем результатом совместного труда.

Таким результатом совместной коллективной конструктивной деятельности дошкольников являются также макеты, которые, как и мини музеи, являются важным элементом развивающей среды.

Процесс макетирования позволяет экспериментировать с материалом, моделировать, дает возможность для «погружения» детей в удивительное царство природы, помогает воспитывать стремление быть в гармонии с ней, удовлетворяет познавательный интерес к природным объектам и явлениям.

Макеты могут быть напольными, настольными, подиумными, настенными.

Макетирование способствует сенсорному развитию детей, (так как работа ведется с различным по фактуре, форме, объему материалом) активизирует мелкую моторику рук, закрепляет математические понятия, и, конечно же, способствует развитию речи. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают. Используются макеты как на занятиях, так и в свободной игровой деятельности. Но особая роль макетов в жизни старших дошкольников отводится в игре, так как в этом возрасте у детей большое место занимает новая форма сюжетно ролевой игры – режиссерская игра с мелкими игрушками, где ребенок, развертывая события, выполняет одну или несколько ролей. Игра с мелкими игрушками способствует сюжетосложению, развертыванию разнообразных комбинаций, активизирует комментирующую речь.

Для того, чтобы игра получила свое развитие, ребенку нужен так называемый «маркер пространства воображаемого мира». Таким маркером может быть именно макет. Лучше всего иметь в группах универсальные макеты. Они бывают 2-х видов: макеты – модели и макеты – карты.

Макеты-модели представляют собой небольшую плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, светофоры…). Лучше всего такой макет держать в коробке с крышкой.

Макеты-карты представляют собой довольно большие плоскости с обозначенными на них местами возможных и ключевых объектов (например, «Улицы города»).

Итак, универсальный макет – это всего лишь знак, наводящий детей на воображаемую ситуацию, объединяющий участников игры и очерчивающий границы игрового пространства.

С развитием игры макет оживает: он изменяется, дополняется, объединяется с другими макетами. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и фантастические события. В игре они договариваются, планируют, объясняют замысел, стремятся к взаимопониманию, то есть развиваются коммуникативные навыки, диалогическая и монологическая речь. У детей повышается уровень любознательности, интерес к познавательной литературе (космос, природа, история); дети включают свои новые знания и представления в сюжеты игры.

Макеты, как и мини музеи – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы «Прогулки» по улицам макетов и мини музеям не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой малыши бы ждали с нетерпением.

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728