МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Воспитатели групп » «Наблюдение – как одно из основных средств формирования заботливого отношения к природе у старших дошкольников”

«Наблюдение – как одно из основных средств формирования заботливого отношения к природе у старших дошкольников”

Воспитатель речевой группы Альшаева Л.И.

«Любовь к природе – это эстетическое чувство,
формирующее взгляды, вкусы. Утрата этих
вкусов равносильна утрате счастья
и может вредно отразиться на умственных
способностях, а еще вероятнее на
нравственных качествах».

Ч.Дарвин.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.

 

 

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, старшие дошкольники постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-этические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного и заботливого отношения к природе, о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом, сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Задачей воспитателя в организации природоведческой деятельности, экологического воспитания является формирование у детей систематизированных знаний о природе ближайшего окружения, умения наблюдать ее характерные особенности и сезонные изменения; потребности любоваться природой и бережно к ней относиться.

Знания и навыки бережного отношения к природе можно давать не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, через познавательно исследовательскую деятельность, проектную технологию.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отводится наблюдению.

Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Видный советский психолог С.Л.Рубенштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличие определенных знаний как отправных (исходных) моментов наблюдения.

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, умственной активности, сосредоточенности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми в ходе наблюдения принимает познавательную окраску: педагог дает четкие, конкретные вопросы, мобилизирующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. Свое продолжение занимательность общения находит в интересных игровых заданиях, дидактических и речевых играх во время наблюдения.

Воспитатель обязательно хвалит за правильный ответ, стимулируя этим дальнейший поиск информации.

Цикл наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые, конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и их связи со средой обитания.

Наблюдения могут быть не только спланированными, но и импровизированными: вот что-то увидел во время прогулки сам педагог, а вот привлекло и что-то заинтересовало детей. Особенно случайными и неожиданными бывают наблюдения за птицами, насекомыми, животными, редкими явлениями природы (гром, молния, радуга и другая природная стихия). Такую возможность надо использовать, а в запасе у воспитателя должно найтись меткое слово, пословица, примета, поговорка, четверостишие, загадки, образное выражение.

Варианты наблюдений за явлениями природы представлены в материалах и пособиях:

Уланова Л.А., Иордан С.О. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7лет»;

Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. «Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7лет»;

Манцева Л.Н. «Листок на ладони»;

Саво И.Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада».

Воспитатель, организуя наблюдения в форме цикла (сезон, деревья, покров земли в данный сезон, погода, осадки, поведение животных, насекомых, птиц) все больше приоткрывает дверцу в таинственное и неизведанное.

Это позволяет детям удивляться и наращивать крупицы новых знаний. Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного отношения к живым существам.

Стойкое познавательное отношение формируется также благодаря тому, что взрослый демонстрирует причинно-следственные связи живого организма со средой его обитания, предлагает детям отвечать на его вопросы: Как? Зачем? Почему? На основе причинно-следственных связей в природе, зависимости состояния живого организма от условий, в которых он находится, возникает сочувствие, крупицы моральной ответственности за его жизнь, готовность помочь.

Знания, которые дети приобретают в процессе продуманной организации наблюдений, специальных целевых прогулок, экскурсий в природу развивает не только ум ребенка, но и позволяет замечать большие и маленькие изменения окружающего мира, сопоставлять новое с уже знакомым.

Познание с помощью наблюдений формирует у детей правильное отношение к миру природы, желание участвовать в созидании.

В процессе наблюдения по циклам «Что бывает осенью (зимой, весной, летом)?» важно дополнять знания детей с помощью литературы, рассказами воспитателя.

Ребенок должен осознать, что каждое растение и животное – это живой организм. Для нормальной жизнедеятельности он нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве обитания.

Исследования и личный опыт работы с дошкольниками убеждают, что легче решается задача формирования знаний, и значительно труднее – воспитание устойчивого бережного отношения, которое появлялось бы не только в суждениях ребенка, но и в его поступках. Для выяснения возможностей детей старшего возраста оценивать отношение людей к природе можно предложить детям задание (ситуацию), в которой нужно оценить поведение сверстников, взрослых, высказать суждение о том, как бы он поступил в данной ситуации, и мотивировать свое решение. С этой целью можно использовать художественное произведение «Прогулка в лес» В.Карбовской. Прослушав этот рассказ, детям предлагается ответить на вопросы: «Как вели себя взрослые в лесу? Как вел себя мальчик?» и мотивировать свою оценку. Практика показала, что некоторые дети признали поведение родителей как обычное, нормальное, вероятно уже виденное ими в своей жизни. В поведении мальчика дошкольники оценили как плохое, неправильное, потому что он «муравейник разворошил», «муравьев топтал», «ветку сорвал», убежал от папы и мамы. Большинство детей в поведении мальчика ничего плохого не увидели и объяснили его поступок так: «Он муравьев топтал, чтобы они не кусались», «Муравьи больно кусаются и брызгают кислоту».

На основании этих ответов можно сделать вывод: чем старше становится ребенок, тем критичнее его оценка отношения к природе и взрослых и сверстников.

На целевой прогулке целесообразно предложить проблемную воображаемую ситуацию, например: «Ты гулял в лесу. Сквозь ветки увидел поляну, на которой много ягод, но у тебя на пути оказался муравейник и крапива. Если ты будешь перешагивать через муравейник, то разрушишь его. Если пойдешь там, где растет крапива, то изжалишь ноги. Как ты поступишь? Почему так поступишь?». Поиск решения может быть разнообразным, варианты ответов тоже.

Выполнение этих и других заданий доказывает, что отношение старших дошкольников к природе (в суждениях) положительное. Они хотят бережно относиться к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа. Задача взрослых закрепить это желание, сделать его осознанным.

Подбирая странички текста, мы выбираем то, что формирует заботливое отношение к природе, сочувствие к ней, побуждая детей к практическим действиям, провоцирует поисковую деятельность. Знания, которые приобретают дети в ходе такой деятельности, складываются в систему, острее становится его наблюдательность и желание бережно обращаться с природой.

Комнатные растения – это не только лаборатория познания и наблюдения круглый год, но и каждодневное возможность доказать и показать свое бережное отношение к этому чуду природы, украшающему наш быт.

Зеленый мир комнатных растений заинтересует ребенка, если взрослые постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром растений. Задача взрослых – помочь ему увидеть своеобразие, тайну и красоту растений. Приучая дошкольников к наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений. Декоративность растений определяется богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения. Важно научить ребенка с ранних лет не только замечать, но и чувствовать, воспринимать и оценивать красоту цветущих растений. Умение рассматривать растения, видеть их своеобразие и красоту, замечать различные признаки и состояния – это задача не только эстетического, но и умственного, а также нравственного воспитания ребенка.

Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в растении особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его водой или нет, много полили или мало, водой комнатной температуры или холодной, чистой водой или с добавлением удобрений. Дети начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение – это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, как жизнь растений зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы и правильного ухода. Внешние признаки растений определяют не только его декоративность, но и указывают на степень его обеспеченности всеми жизненно необходимыми условиями. Один из секретов неувядающей красоты растения кроется в любви и бережном уходе за цветами – это и познается детьми в уходе за комнатными растениями. Ухоженные растения – показатель заботы о них детей и педагога.

При систематическом общении с растениями ребенок делает для себя открытие, что внешние показатели: цвет, форма, размер – это, прежде всего, показатели степени благополучия растения, то есть его обеспеченности необходимыми условиями. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет им сочувствовать и помогать. Поливая, пересаживая, очищая от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно, дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям.

Подсказкой педагога детям о том, что растению требуется «скорая помощь»: полив, опрыскивание, пересадка, подкормка, рыхление и пр. могут быть разные символы, пиктограммы, задания от персонажей («Флерика», «Гнома-эколога», «Кактуса-предсказателя», «Домовенка Кузи», гусениц «Гупсеня и Пупсеня», огородного Пугала).

Наблюдения в уголке природы целесообразно сочетать не только с практической деятельностью ребенка, а и с рисованием, выполнением развивающих заданий с использованием художественной деятельности в рабочих тетрадях, рабочих экологических листах, заготовленных воспитателем и предлагаемых промышленным производством. Взрослый рисует вместе с ребенком и одновременно объясняет способы изображения растений. Содержательное наблюдение за растениями приведут ребенка к решению эстетических задач. Таким образом, на базе познания у дошкольников начинает формироваться внимательное заинтересованное, бережное отношение – важный аспект нравственно-этического становления человеческой личности.

Важно донести до детей, что мы заботимся о растениях, а они заботятся о нас.

В природе существуют не только красивые растения, но и полезные. Есть растения, которые очищают воздух от пыли, микробов, насыщают полезными ароматами. Есть растения – «санитары» (фикус, хлорофитум), они убивают вредоносные бактерии, задерживают большое количество пыли, увлажняют воздух. Много в природе растений, которые обладают успокоительным действием, дезинфицируют помещение и отгоняют мух (герань) и очищают помещения от «прокисшего» запаха. Настоящая скорая помощь на дому – алоэ: промытые листья можно приложить к ране, сок алоэ помогает при головных болях и простуде; это растение снимает наэлектризованность в квартире. Есть среди комнатных растений и ядовитые – олеандр, диффенбахия, молочай. Их сок оставляет ожоги, вызывает аллергию.

Дополнить познавательный интерес к миру растений позволит воспитателю и круглогодичный «огород на окне».

На помощь воспитателю при наблюдении за комнатными растениями приходит сейчас и использование компьютерных технологий.

При прохождении рабочей лексической темы «Комнатные растения» можно использовать слайд-шоу, мультимедийную презентацию по темам: «Растения Севера», «Мир лекарственных растений», «Цветов очарованье», «Комнатные, декоративные и цветущие растения», «Зеленые ежики» и пр.

В течение учебного года детей привлекут презентации: «Что такое непогода», «Природная стихия», «Весны творение», «Ягодное лукошко», «Осенние причуды», «Листьев хоровод».

Картину живой природы дополняет знакомство с животным миром и птицами. Животные всегда интересны детям.

В отличие от растений животные обладают определенным своеобразным поведением. Они могут ходить, бегать, лазать, плавать, летать, едят и пьют почти как люди, слышат и видят, то есть воспринимают окружающий мир и реагируют на него. Своеобразие и динамичность очень нравятся детям. Бабочка привлекает внимание ребенка яркой окраской и красивым полетом, воробей – чириканьем, а ворона – карканьем. Красота в животном мире есть повсюду: у идущей вперевалку вороны и стрекочущей на заборе сороки, медленно плывущего в аквариуме вуалехвоста и бегущего по дорожке ежа. Наблюдение животных всякий раз может рождать эстетическое наслаждение, если взрослый обращает на это внимание. В наблюдениях за животными воспитатель должен научить детей понимать их поведение, что животное испытывает в данный момент: страх, боль, радость, удовольствие, чувство голода и т.д. Исследования Л.С.Игнаткиной, М.К.Ибраимовой доказывают, что понимание поведения животных – основа для воспитания бережного отношения к ним. Самое главное – научить ребенка правильному обращению с животным: мягкости, не назойливости, умению считаться с желаниями животного. Профессионализм, заинтересованность, импровизация воспитателя поможет построить наблюдение с детьми так, чтобы ребенок с интересом рассматривал в траве кузнечиков, жуков, с удовольствием поливал грядки. Такое увлечение не пройдет бессмысленно: он не сломает напрасно ветку, не выбросит мусор в речку, не обидит птичку.

Темы для воспитания заботливого отношения ко всему живому в мире природы пройдут через блоки работы в течение учебного года:

«Лесные звери готовятся к зиме»;

«Покормите птиц зимой» (организация акций и конкурса «На лучшую кормушку»);

«Цепочка следов»;

«Кому снег враг, а кому друг»;

«Зимующие и перелетные птицы»: птицы на участке, в городе, в лесу;

«Кто как зимует»;

«Обитатели леса весной» и т.д.

Интересный познавательный и практический материал для работы с детьми Вы найдете в методических рекомендациях Е.М.Корниловой «Экологическое окно»

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

Природа – великий учитель!

Литература:

  1. Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом» М.: ТЦ Сфера, 2008;
  2. Виноградова Н.В., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг» М.: Просвещение, 1993;
  3. Корнилова «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Лучич М.В. «Детям о природе» М.: Просвещение, 1989;
  5. Манцева Л.Н. «Листок на ладони» СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005.
  6. Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. «Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7лет» СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2010.
  7. Саво И.Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада» СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2010.
  8. Уланова Л.А., Иордан С.О. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7лет» СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2010.

«Прогулка в лес».

В.Карбовская

Папа, мама и маленький сын поехали в лес отдохнуть. В лесу они выбрали самую красивую полянку и расположились на ней. Рядом росла черемуха, вся покрытая белыми душистыми цветками. Пока мама доставала из сумки еду, папа наломал большой букет черемухи. Поели. Мятые газеты, пакеты из-под молока, пустые банки мама бросила под куст. Они с папой легли отдохнуть, а мальчик побежал к большой муравьиной куче. Он сорвал ветку и разворошил весь муравейник. Ему было очень интересно смотреть, как муравьи бегают, суетятся, спасают своих куколок. Несколько муравьев заползли мальчику на ноги и больно укусили его. Тогда мальчик начал топтать муравьев, а затем убежал к папе и маме.

Стали собираться домой, посмотрела, а букет черемухи уже завял. Мама сказала: «Бросьте этот веник, я завтра куплю хорошие цветы».

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728