МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Воспитатели групп » Занимательные игры для подготовки руки ребёнка к письму.

Занимательные игры для подготовки руки ребёнка к письму

 Чекунова Л.А., учитель-логопед,

воспитатели Чекунова Г.Б., Каминская Е.И.

Многие дети дошкольного возраста испытывают затруднения в рисовании, а в дальнейшем в овладении навыками письма.

Это обусловлено слабостью мелкой моторики пальцев рук, недостаточно сформированными навыками зрительно – двигательной координации, а также произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все эти нарушения  отрицательно сказываются на усвоении детьми школьной программы. У ребенка могут быть хорошо развиты зрительные и моторные умения, но если он не способен их координировать вместе, то и процесс обучения становится очень затруднен, а то и невозможен.

К сожалению, на важный вопрос – «как подготовить руку дошкольника к письму?» - некоторые родители ищут ответ только тогда, когда ребенок должен идти в первый класс. Многие не знают, или не догадываются, что готовность руки к письму начинает формироваться в раннем детстве. У малышей при выполнении различных видов деятельности (при собирании пирамидки, выкладывании крупной и мелкой мозаики, расстегивании и застегивании пуговиц, лепке, аппликации и т.д.), развивается мелкая мускулатура рук.

А ведь, что такое готовность дошкольника к письму? Это результат поэтапных действий, направленных на ребенка в возрасте от 1,5 до 6,5 лет. Родители должны понимать что,  в дошкольном возрасте под воздействием взрослого у детей лишь совершенствуется, крепнет навык письма! Родители должны знать о том, что наибольшие трудности у первоклассников возникают при выполнении графических упражнений. Причиной этого являются, во-первых, отсутствие интереса к освоению письма, во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук, в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.

Чем же в этом случае мы можем помочь детям, как облегчить им овладение письмом?

Письмо является сложной формой речевой деятельности, а овладение навыками письма длительный и трудоемкий процесс, включающий выполнение тонких и координированных движений руки и хорошо развитого зрительного восприятия.

Готовя детей к письму надо развить механизмы необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

Работа по подготовке детей к письму включает ряд взаимосвязанных моментов:

  1. 1.Развитие ручной умелости: это изготовление поделок, работа с пластилином, с соленым тестом, плетение из бумаги, ткани, тесьмы. Проводить работу с ножницами, т.к. вырезывание  из бумаги развивает глазомер. Различные игры с песком, водой, мелкой мозаикой, конструктором, волчками помогают в уверенности, ловкости и согласованности движений кистей рук. Развить функцию руки помогут массажные упражнения пальцев, ладошек и пальчиковые игры,  которые необходимо проводить систематически с ребёнком. Использовать обведение трафаретов, шаблонов и штриховку. Старшим детям можно выполнять графические упражнения, используя детские прописи “Кошкины прописи”, “Мишкины прописи”.
  2. 2.Развитие пространственной ориентации детей на листе бумаги, в общих направлениях движения (слева – направо, сверху – вниз, вперед – назад и т.д.).

Необходимо включать также следующие виды работ:

а) прослеживание за направлением сверху – вниз, снизу – вверх, справа – налево, слева – направо;

б) прослеживание прямых, ломанных, извилистых линий.

Развивать пространственную ориентировку помогут игры “Куда ускакал зайчик?” (двигать фигурку зайчика в разных направлениях), “Где сидит бабочка?”.

  1. 3.Все виды изобразительной деятельности помогают в подготовке руки к письму. Рисуя узоры, орнаменты дети учатся правильно определять направление линий и движения руки (сверху – вниз, слева – направо и т.д.), познают приемы расположения элементов на плоскости. Тщательное вырисовывание прямых и кривых линий, полуовалов и овалов, занимательные рисунки пробуждают интерес к рисованию, вырабатывают ритмичность движений.

Уже в 3 – 4 года детям доступно использование мазков, линий, штрихов, точек.  Надо учить создавать простые графические образы, заполнять ими пространство листа бумаги в виде “дорожек”, “извилистых линий”, “ленточек”, “ниточек”, “столбиков”, “проводов”.

Выработать согласованную, координированную деятельность анализаторов помогут рисунки, такие как обведение детских ладошек, кулачков, которые с помощью взрослого можно превратить в веселые картинки, оживить, дорисовав детали – клюв цыпленку, гребешок  петушку или же создать веселые рожицы.

Рисуя круг, овал можно превратить их в “волшебный кружок”, придав форму ежика или черепахи, рыбки, репки. Такие занимательные игры – рисунки желательно проводить с малышами в раннем возрасте.

4. Штриховка является средством развития согласованных действий зрительных и двигательных анализаторов, укрепление двигательного аппарата пишущей руки.

Интересные  книжки – раскраски помогут пробудить детский интерес, желание штриховать. Используя трафареты с различными  фигурами, дети учатся обводить фигуры, а затем можно штриховать не только параллельными отрезками, но и волнистыми, и круговыми линиями, полуовалами, и петлями.

Раскрашивание рисунков включает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений:

1) раскрашивание короткими частыми штрихами;

2) раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

3) центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

4)штриховка длинными параллельными отрезками: горизонтальными, вертикальными, диагональными.

Основные направления штриховки: сверху – вниз, слева – направо, снизу – вверх.

Необходимо учить детей закрашивать предметы тщательно, ровно, аккуратно, не спешить и не выходить за пределы контура.

Уважаемые взрослые, занимайтесь с ребенком по прописям для дошкольников, представленными в большом разнообразии на прилавках наших книжных магазинов.

Постарайтесь, чтобы ребенок получал удовольствие от результата своих действий, и тогда вы сами получите удовлетворение от осознания того, что его рука готова к письму.

Желаем успехов!

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728