МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Воспитатели групп » Логические блоки Дьенеша

Логические блоки Дьенеша

 Воспитатель речевой группы Каминская Е.И.

 

Золтан Дьенеш — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. В своих занятиях он использовал специальные блоки, которые называл «логическими». При помощи их ребёнок мог научиться кодировке (классификации) определённой информации, ребёнок учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина), запоминать и обобщать.

Кроме того, занятия и игры с использованием блоков влияют на развитие детской речи, поскольку во время занятий детям приходится произносить названия геометрических фигур, отвечать на вопросы и выражать свои мысли.

 Самое известное пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по цвету – синий, желтый, красный;

форме – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники; размеру – большие, маленькие; толщине – тонкие, толстые.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам, каждая фигура в одном экземпляре.

Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно. Малыши могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой — маленький», «толстый – тонкий», «такой же», «не такой». Для детей старшего возраста предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким признакам.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста по следующим направлениям:

  • Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
  • Развитие сенсомоторных способностей и отношения: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;
  • Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию;
  • Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач;
  • Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.

Игры с блоками Дьенеша.

Сначала предлагаются самые простые задания с блоками, начинать можно с 3 лет.

«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету (по размеру, форме):

-красные

-большие

-круглые

«Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по размеру, форме):

-красные

-большие

-круглые

«Найди все такие фигуры, как эта» (по цвету и форме, по форме и размеру, по размеру и цвету).

«Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и цвету, по размеру и форме, по цвету, размере и форме).

«Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.

Более сложный вариант: «найди такую же, как на образце фигуру», по цвету и форме, но другую по размеру… и так далее.

Игры и упражнения с блоками:

  1. 1.Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: синий, желтый, синий, желтый, синий, желтый. Можно чередовать по форме: круг, квадрат, круг, квадрат, круг, квадрат. Можно чередовать также по размеру и толщине.
  2. 2.Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы (цвета, размера, толщины).
  3. 3.«Что изменилось?».  На столе выкладываются несколько фигур, которые нужно запомнить. Фигуры можно поменять местами или одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения или назвать фигуру, которая исчезла.
  4. 4.Все фигуры складываются в коробку, ребенок в отверстие засовывает руку и на ощупь описывает блок, которую он достает. По форме, размеру, толщине.
  5. 5.Все фигуры складываются в коробку, ребенок достает на ощупь все треугольники или все толстые блоки.
  6. 6.На столе выкладываются обычно 4 фигуры, одна из них лишняя, ребенок должен назвать какая, и по какому признаку (цвет, форма, размер, толщина).
  7. 7.Каждому блоку нужно найти пару или группу, например большой и маленький или команда желтых, синих, красных.
  8. 8.С помощью блоков с детьми можно закрепить понятие больше, меньше, одинаково, поровну.
  9. 9.Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: паровоз, дом. Путем наложения на контурный рисунок или самостоятельно глядя на образец.
  10. 10.

Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка с изображением монетки или монетка. Ребенок задает наводящие вопросы: по цвету, форме, размеру, толщине. Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ». Затем можно поменяться взрослый задает вопросы, а ребенок прячет клад. Блок можно спрятать в коробочку. И провести аналогичную игру.

  1. 11.Уборку блоков можно провести в форме игры. Убрать, к примеру, все синие блоки, затем толстые, затем большие и т.д.
  2. 12.Ориентировка на листе бумаги.

Ребенку можно предложить положить красный, маленький круг в центре листа. А треугольник большой, синий в правый верхний угол и так далее. А потом проверить результат.

  1. 13.Подвижная игра с кругом.

Нарисуйте круги или возьмите обручи. Ребенок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – внутри синего круга.

Для помощи взрослым в работе с блоками разработаны методические указания по их использованию, которые входят в набор, а так же разработаны специальные альбомы для разных возрастных категорий детей:

  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (от 2 до 3 лет)
  • Давайте вместе поиграем (от 3 до 7 лет)
  • Страна блоков и палочек (4-7 лет)
  • Лепим нелепицы (от 4 лет)
  • Поиск затонувшего клада (5-8 лет)
  • Праздник в стране блоков (5-8 лет)

- Спасатели приходят на помощь (5-8 лет).

Игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Будьте отзывчивы и терпеливы к ребенку. 

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728