МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Воспитатели групп » «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

 «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Воспитатель зрительной группы Коробка Е.В.

     Понятие «формирование математических представлений» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружаю­щего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, про­странстве и времени.

Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью.

С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

  Предлагаем вам игры и задания, которые вы можете использовать в домашней обстановке с детьми, для закрепления материала по формированию элементарных  математических представлений:

  Счёт

  • ØИгра «Кто знает, пусть дальше считает»

Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 10).

  • ØНазови числа до 6 (5, 3, 4 и тд.)
  • ØНазови числа после 3 (4, 7, 6 и тд.)
  • ØНазови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).
  • ØСчёт цепочкой (поочерёдно).

Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый — «три», ребёнок — «четыре» и тд. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.

  • ØОтложи столько же предметов (счёт на слух)

Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребёнок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? и почему?»Усложнение. «Отсчитай  предметов на  1 больше (или на 1 меньше), чем услышишь хлопков».Вопрос: «Сколько ты отложил предметов и почему?»

  • ØОтсчитай столько же

Перед ребёнком большое количество предметов (палочки, круги, пуговицы и тд.

Задание. Отсчитай  4 пуговицы (или любое другое количество до 10), или отсчитай столько палочек, сколько показывает цифра (при этом взрослый показывает ребёнку любую другую цифру в пределах 10).

Цифры

  • ØКакой цифры не стало

Перед ребёнком цифровой ряд. Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребёнок определяет какой цифры нет.

  • ØНаведи порядок

Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить цифры по порядку.

  • ØСоедини стрелкой цифру с нужным количеством предметов. 
  • ØОбведи в кружок цифру, которая соответствует количеству предметов.
  • Ø Назови цифру.

Перед ребёнком цифровой ряд. Взрослый предлагает ребёнку показать любую из названных цифр, или, указывая на любую цифру, спросить как она называется.

  • ØНазови, какие цифры пропущены   1   3 4   6   8 ?
  • ØКакая цифра должна стоять вместо ?    1 2 3 4 ? 6 7 ? 9 10 или1 2 ? 4 5 6 7 8 9 10  и  др. 

Ориентировка в пространстве

  • ØКто где?

Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.

Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.

  • ØФигуры высшего пилотажа

Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона или игрушка)

Задания: Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол. Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и тд.

Аналогично можно играть и с шайбой (чёрный круг из картона). Шайба летит в разных направлениях. Где шайба?

  • ØИгровые задания детям
  • Топни правой ногой 3 раза.
  • Дотронься левой рукой до левого уха.
  • Подними вверх правую (левую) руку.
  • Поставь на носок правую (левую) ногу.
  • Поставь на пояс правую (левую) руку.
  • Дотронься  левой рукой до правого колена.
  • Повернись на право (на лево).
  • Сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и тд. 

Фигуры

Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, овал.

  • ØКто больше назовет

Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей обстановке), похожих на геометрические фигуры. Например:дверь, картина, стена, палас, рамка оконная, крышка стола(тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т.д.

  • ØКакой фигуры не стало

Дети рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают глаза. Взрослый убирает какую-нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, дети определяют, чего не стало.

Ориентировка во времени 

  • ØЗнать название текущего времени года. Сколько всего времён года? Назови их по порядку. Какое время года идёт после весны? и т.д.
  • ØНазвание текущего месяца года
  • ØДни недели
  • ØЧасти суток (что мы делаем утром; когда мы ужинаем, спим, просыпаемся и т.д)

Дни недели

  • Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету?:
  • Сегодня пятница. Какой день будет завтра?
  • Четверг – какой день по счету?
  • Какой день недели будет после вторника?
  • Какой день между четвергом и вторником?
  • Сколько всего дней в неделе?

 Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728