МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Воспитатели групп » «Детская любознательность и эмоционально-познавательный опыт через ознакомление дошкольников с природой»

«Детская любознательность и эмоционально-познавательный опыт через ознакомление дошкольников с природой»

 Воспитатель речевой группы Коротковой И.А.

Любопытство, любознательность ребёнка – важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития. Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь необходимую для взросления. Интерес – это лучший стимулятор в воспитании ребёнка.

Нам известно, что к моменту рождения ребёнка мозг сформулирован в основных чертах, для его развития необходимо особое питание – информация.

Человеческий мозг превыше самого совершенного компьютера: весящий всего около 1 кг, человеческий мозг совершеннее многотонной компьютерной системы. Однако, есть определённые аналогии между человеческим мозгом и компьютером.

 Компьютер, как и мозг, полностью зависим от набора фактов, заложенных в его памяти, каждый из этих фактов назван в компьютерной памяти битом информации. Как и в компьютере, в детском мозгу знание, которое может быть извлечено из фактов, ограничено набором запаса знаний. Применительно к человеку – «база знаний».

Дети поглощают факты, которые мы называем битами знаний, со скоростью, несравнимой со скоростью взрослого ума. Но составляют ли факты сами по себе знания? Конечно, нет. Они составляют базу, на которой будет построено знание. Без фактов нет знания.

Итак, что же может служить «подпиткой» мозга?  Прежде всего, информацию для ума доставляют «разведчики мозга»: глаза – зрительную, уши – слуховую, нос – обонятельную, рот – вкусовую, мышцы – кинетическую, двигательную. Не зря органы чувств физиолог Сеченов назвал «щупальцами мозга». Особенно велика в развитии мозга, интеллекта роль руки. Через руку проходит огромный поток информации. Чем больше ребёнок умеет делать руками, тем он умнее. Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом». Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, нужно тренировать все органы чувств и руки. Надо обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех 5 органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия. Общая педагогическая задача - привлечь внимание и интерес детей к разнообразию и богатству ощущений, которые даёт им окружающий мир. И здесь очень важно, чтобы первоначальное обретение знаний об окружающей среде было не просто процессом запоминания, а следствием совместного с воспитателем и самостоятельного чувственного общения ребёнка со средой.

Каждый возрастной этап, словно сказочная фея, наделяет ребёнка новым даром. В работе с малышами важным является обогащение чувственного опыта ребёнка, а не понимание им причинно-следственных связей между формой и содержанием, не запоминанием понятий и названий (что попутно, конечно, не возбраняется). Под «обогащением» понимается специальное, педагогически организованное расширение чувственного опыта ребёнка за счёт игровых приёмов общения с многообразием чувственных форм мира.

Игра – это огромное светлое «окно», через которое в духовный мир ребёнка 2-4 лет вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра -  это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В основе этого могут быть игры: слушаем звуки, стуки; игры в «цвета», «осязания», «движения», конструирования и т.д., в которых должно ярко проявиться искреннее удовольствие воспитателя, играющего в эти «странные» игры наравне с детьми. В основе этой работы должен лежать педагогический принцип предъявления детям разных форм деятельности, включающих обыгрываемый момент сенсорный признак. Например, при наблюдении ветра, как одного из явлений стихии воздуха: «игра в мельницы», «кружение», «игра на дудках» (завывание ветра), артикуляционная гимнастика «Ветер», «Вьюга», наконец, фиксация внимания детей на повторении в словах «дует», «дуновение» звука «у», воспроизведение звука «ф-ф-ф» и показ букв «у» и «ф». В движениях, танцах, интонациях ребёнок может изобразить листопад и метель.

Если взрослый заинтересован в активной позиции детей, он постоянно развивает их самостоятельность познания.  Главное здесь в работе с малышами – превратить этот процесс из принудительной работы в свободное исследование окружающего мира. В основе такого подхода лежит ориентация на естественную любознательность и средства её удовлетворения.

Аксарина Н.М. подчёркивала: «Все действия и работоспособность маленького ребёнка зависят в основном от того, нравится это ему, интересно, доставляет удовольствие или нет. Только то, то ребёнок воспринимает охотно, с интересом, даёт хороший результат».

Мы всегда должны помнить, что у маленького ребёнка мышление начинается с удивления.

Развитие познавательных интересов у детей начинается с раннего возраста.  Внешне познавательные интересы выражаются в форме вопросов. От нашего отношения к этим вопросам во многом зависит, будут ли эти интересы развиваться или, не поддерживаемые нами, «увядать на корню».

Первые «выходы» познавательной активности – с 3-4 лет. Поначалу умственная активность малыша эпизодична. Важно этот первоначальный эпизодический интерес превратить у него в устойчивую познавательную активность, в постоянное качество личности ребёнка. Так возникает «ценная реакция» любознательности: новые знания вызывают и новые интересы, вопросы, и постепенно у ребёнка расширяются его представления о деятельности.

В свободное время, на прогулке вы можете поиграть в «Угадай-ку», т.е. задать ребенку вопросы, на которые ему надо самостоятельно ответить, типа: «Что будет лучше прыгать: мячик или деревянный шарик?», «Где дальше прокатится мячик: на траве или на асфальте?». Это своего рода маленькие практические проблемы, которые ребёнок может тут же проверить. Ответы на вопросы стимулируют познавательную активность.

С детьми 5 лет можно поиграть в придумывание вопросов: поставить перед ребёнком знакомый предмет и пусть он подумает, какие вопросы можно задать об этом предмете с вашей подачи. На прогулке побуждайте задавать вопросы обо всём увиденном. Подобные игры нравятся детям, вызывают у них живой интерес к окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес младших дошкольников ко всему живому, взрослый ведёт детей от знакомства с природой к её пониманию, вызывает желание знакомиться с растениями и животными, воспитывает основы экологической культуры, любознательности, способность любоваться красотой природы. «Заставить полюбить природу нельзя, - метко сказал писатель Н.Сладков, - но помочь полюбить можно».

Влияние природы на ребёнка огромно. Что же доступно пониманию малыша дошкольного возраста в области явлений и объектов нерукотворного мира; какие  средства и методы нужно выбирать, чтобы помочь дошкольнику в таком таинственном, загадочном и в то же время очень привлекательном мире?

Объекты природы привлекают малышей прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний. Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт, с другой – будит его фантазию  и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он не  всегда может найти без помощи взрослых.

Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться всё дальнейшее воспитание и образование ребёнка.

В процессе приобщения к миру природы взрослому очень важно предоставить ребёнку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Детям  важно ощутить на себе непосредственное воздействие объектов или явлений природы: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, поэкспериментировать. При этом взрослому не следует перегружать детей информацией, т.к. это может привести к хаотичности знаний. Так, «звуки зимы» можно слушать. В подвешенных, налитых водой бутылочках (разное количество жидкости) – можно услышать мелодичный звук волшебницы-зимы, ударом по ним можно  проиллюстрировать и снегопад.

Особенность детей дошкольного возраста, особенно младшего, заключается в том, что они проявляют заинтересованность и заботливое отношение только к тем объектам и явлениям природы, которые вызывают у них положительные эмоции. Положительный эмоциональный настрой во многом зависит от организации работы с детьми (наблюдения, чтения книг, игры, простейшие опыты, беседы и т.п.). Привлечь внимание ребёнка к тем или иным средствам и способам познания окружающего мира может любой игровой персонаж: огородное пугало, лесовичок, значок-памятка, флорик (кактус с улыбкой и грустный), который сообщает что-то интересное, например: расцвел цветок или сообщает о чем-то грустном: пожелтел листок, сломался цветок и т.д.

Эти персонажи приходят в гости к детям, присылают дары природы (леса, огорода, поля), помогают познавать природу, сделать первые шаги не только к расширению кругозора, но и к развитию логического мышления, умению классифицировать объекты, опираясь на существенный признак. Принесённые «дары» должны не только рассматриваться, но обязательно обыгрываться, из природного материала изготавливаться поделки. Изготовление поделок не только сближает малыша с природой, но и дает радость созидания, творчества.

Познавательный интерес к природе формируется через уголок природы, который должен быть безопасен для здоровья детей (цветы-аллергены, кактусы – не допустимы); доступен уходу и нести дидактическую ценность.

Экспериментирования также являются наиболее естественными путями познания у детей. Здесь взрослый организует экспериментирование таким образом, чтобы подтолкнуть ребёнка к тем или иным логическим выводам, научить его задавать содержательные вопросы, развивать познавательные вопросы. Организуйте опыты с водой, льдом, снегом. Предложите игры «Кто умеет плавать?», «Тонет – не тонет», «Тает – не тает» (снег, леденец, сосулька), «Кто какого цвета».

Экспериментировать с объектами живой природы сложнее. Растения и животные хрупки и чувствительны, требуют к себе тёплого и заботливого отношения. Как же сделать, чтобы малыш через свой опыт почувствовал и понял свойства и потребности живого организма?

Наблюдая во время дождя, обсудите, зачем нужна вода цветам, траве, деревьям и куда уходит вода. Помогите ребёнку догадаться, что её пьют растения. Проведите опыт с комнатным растением: покажите, каким грустным и печальным становится оно без воды. Подберите пиктограмму, предложите ребёнку опустить руки, плечи и голову, сделать грустное лицо. Полейте растение и вместе понаблюдайте, как оно в течение дня будет распрямляться. Поиграйте в радостный цветок – пусть малыш покажет, как он восстанавливается: потянет руки вверх, встанет на носочки, улыбнётся. Можно организовать и такой опыт-эксперимент: показать, как корешки впитывают воду. Для этого карандаш в каком-то образе (цветка, деревца и пр.) с ваткой поставить в цветную воду. Ребёнок будет наблюдать, как корешки-ватка изменят цвет.

Год от года усложняется содержание знаний, предлагаемых детям. Главное в том, что ребёнок переходит от непосредственного чувственного восприятия к умению видеть связи и закономерности в природе. Объём материала по ознакомлению с природой может варьироваться в зависимости от уровня развития и заинтересованности ребёнка. Не забывайте также об эмоциональном проживании ребёнком содержания предложенного вами занятия. Например, при ознакомлении  с сезонными изменениями в природе зимой, не бойтесь изменить интерьер помещения: из простыней – сугробы, в середине положите на пол оргстекло, под него – вырезанных из бумаги рыбок и водоросли (получится замёрзший пруд). Включите вашу фантазию и пригласите детей в зимнюю сказку. Оживите занятие музыкой, под которую с ёлочной мишурой или снежинками ребёнок будет изображать падающий снег, кружение метели и т.д.

Ознакомление детей с природой – это приобщение детей к азам экологической воспитанности, это ещё один шанс для нас, взрослых, приохотить детей к наблюдательности, а главное, заложить хоть маленький, но камень в основу их будущего понимания жизни Земли.

Давайте же будем помнить, что в маленьком человеке бушует океан развития и познания и постараемся каждый день расширять его кругозор, представив особое питание души и сердца ребёнка.

«Самая серьёзная ошибка» - полагать, что радость узнавания и познания может стимулироваться принуждением и чувством долга» (Альберт Эйнштейн)

Пытливые глаза смотрят на взрослого, сотни детских «почему» будоражат сознание, сотни вопросов ждут ответа. Любознательность, стремление понять окружающее и постигнуть его тайны – качества, которые формируются в дошкольном детстве, но имеют «не проходящее» значение для всего последующего развития личности.

Убедительная мудрая заповедь народной педагогики: «ЧТО УЗНАЛ  ДЕТСТВЕ – ВЫСЕЧЕНО НА КАМНЕ; ЧТО УЗНАЛ В СТАРОСТИ – НАПИСАНО НА ЛЬДУ» .

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728