МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Воспитатели групп » Использование игровых приемов при обучении детей рисованию.

Использование  игровых приемов при обучении детей рисованию.

Воспитатель зрительной группы Коробка Е.В.

«Синих небес акварель хороша,

                                                                                     Славлю и радугу светлую,

                                                                             Но, да приемлет живая душа

                                                                                        Всякие краски и серую».

Эдуардас Межелайтис

Дошкольное детство - это тот ценный период, когда у ребенка есть много возможностей и путей вступить в мир творчества, воображения и фантазии.

Одну из таких возможностей представляет изобразительная деятельность, так как она эмоционально насыщенна, результативна, близка и понятна детям.

Выразить свои чувства в рисунке значительно легче, чем рассказать о них. Закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все позволяет использование в художественно - продуктивной деятельности нетрадиционных техник рисования и изоматериалов, обладают завораживающей притягательной силой и позволяют ребенку увлекательно экспериментировать с ними.

Освоение новых техник рисования, экспериментирование с ними дает ребенку возможность преодолеть страх перед неудачей, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Эта деятельность является эффективным средством снятия напряжения.

 Рисование – это любимое большинством детей деятельность, не требующая никаких особенных специальных условий для организации; так же рисование имеет почти все характерные черты, присущие любой детской деятельности, как продуктивной, так и игре. И, наконец, в рисовании достаточно полно представлены все компоненты воображения, и предметная среда, и прошлый опыт, и особенная внутренняя позиция.

Поэтому, чем раньше мы будем способствовать тому, чтобы ребенок в рисунке смог передать свои эмоции, чувства, тем ярче будет он сам и продукт его творчества. Чем богаче, разнообразнее будет работать его воображение, тем интереснее окажется творческое самовыражение. В выборе материала и предмета изображения раскрывается внутренний мир ребенка. Мы, педагоги, создавая «золотой запас» (Л.С. Выгодский) изобразительных умений ребенка начинаем искать такие изобразительные приемы, которые сделали бы рисунки ребенка понятными всем, здесь важно показать ему различные способы изображения одного и того же предмета, не навязывая, а представляя возможность самому выбрать тот или иной прием.

 Рассматривая проблему взаимосвязи игры и обучения, А.В. Запорожец отмечал, что нельзя противопоставлять игру обучению, а необходимо выяснить, как в игре осуществляется обучение и как оно влияет на развитие способностей детей. Он указывал, что обучение на разных возрастных этапах имеет свои особенности, это может быть манипулирование с предметами, игра и специальная учебная деятельность. По его мнению, в игре продолжается обучение в широком смысле.

Используя игровые методы обучения в рисовании, решаем следующие задачи:

Основной метод, разработанный психологом В. В. Степановой используемый мною для обучения детей рисованию – дорисовывание. Это дает возможность детям увидеть целое раньше частей. Это же качество лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними; бояться и любить их. Дети в штрихах, линиях учатся видеть образ и дорисовывать его. Малыш не боится произвести простые движения на бумаге, доверяя при этом своей руке. Ставя перед детьми  игровые задачи: помоги ежику найти свои иголки, полей цветочки на клумбе, спрячь зайчика в травке от волка, покажи колобку дорожку домой, дети учатся проводить сплошные и отрывистые линии,  рисовать штрихи в определенных конфигурациях

На следующем этапе дорисовывания предлагаю разнообразные геометрические формы, в которых «спрятались» предметы, что дает возможность нацелить малышей на творческую деятельность, оригинальную, связанную, прежде всего с развитием воображения. После чего, даю детям возможность рассказать о нарисованном. Например, слышу такие высказывания: «У меня машина, я поехал к бабушке»; «Это неваляшка, как на нашей полочке».

Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка. Например, дорисовав синее пятно и линии, идущие из него в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается – это злой Бармалей, а одет он в длинный плащ. А на голове шляпа. Отлично, не правда ли?

А что мы видим на самом деле – темное пятно и линии. А смысл изображения понятен только маленькому художнику. Каждая работа – это бесхитростный, самобытный взгляд маленького художника на мир.

В рисунке ребенок естественно и спонтанно выражает свои чувства. Он созидает и разрушает, убивает и воскрешает образы, соответствующие его уровню создания и воображения, его способности чувствовать и объяснять окружающий мир. Поэтому, очень важно, чтобы ребенок высказывал свое отношение к нарисованному, испытывал желание поделиться с взрослыми и сверстниками.

До четырех лет внимание у ребенка еще рассеяно, и он проявляет интерес лишь к тому, что завладевает его внимание в данный момент. Он может бросить рисовать предмет, потому, что внимание переключается на другой предмет, или может наложить рисунок одного предмета на другой.

Исходя из этого, большое значение имеет руководство взрослого, использование тех методов и приемов, которые поддержат ребенка в его начинаниях. К ним относя игровые приёмы рисования, которые оказывают влияние на эффективность обучения и развития детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью, формируют отношение детей к обучению, способствуют качественному освоению изобразительных учений и развитию творчества.

 Интерес к изобразительной деятельности и стимулирование творчества невозможны без применения разнообразных, порой необычных приёмов работы, которыми являются нетрадиционные техники рисования, которые занимают  достойное место в обучении детей рисованию. В выборе материала и предмета изображения раскрывается внутренний мир ребенка.

В своей работе широко использую разнообразные  поролоновые печатки («пятнушки», готовые формы, геометрические фигуры). Каждый раз, в соответствии с обучающей задачей обыгрываю печатку: например: помоги мишке построить теремок (печатки геометрических фигур); поспели яблочки на яблоне (рисование с помощью «пятнушек»); спрячь зайку под дерево (готовые формы). Печатки готовых форм использую в работе с детьми младшего возраста, которые еще не могут самостоятельно изобразить животных, птиц, транспорт, а благодаря этим материалам у них на листе возникают целостные изображения. Это дает эмоциональный всплеск, желание дополнить рисунок, развивает интерес к рисованию.

Особое внимание обращаю на роль цвета в рисунках детей. Когда ребенок еще маленький в выборе цвета он руководствуется  исключительно своими еще незрелыми эмоциями, а впоследствии выбор цвета ограничен недостаточным владением техникой рисования. В стимулировании ребенка к рисованию именно цвет является благодатным материалом. Нужно поощрять детей использовать в рисунках большое количество различных красок, давать им наборы карандашей всех цветов, причем делать это необходимо с самого раннего возраста.

Цвет оказывает на ребенка эмоциональное воздействие. Гете опоэтировал воздействие цвета, отмечая, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет – вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе.

Такая работа делает детей открытыми, раскованными в общении, свободными в своем выборе. Дети становятся эмоционально отзывчивы.

Фантазию, порыв к творчеству, желание поделиться своими впечатлениями, легко спугнуть неловким словом, недобрым взглядом. Поэтому в коллективе детей необходимо поддерживать атмосферу доброжелательности, открытости, возможность проявить свои эмоции, желание высказаться.

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728