МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Воспитатели групп » Роль сказки в развитии речи и воспитании ребенка

Роль сказки в развитии речи и воспитании ребенка.

Воспитатель речевой группы Исайчева Н.Я.

«Сказка – великая духовная культура

народа,  которую  мы собираем по

крохам, и через сказку раскрывается

перед нами  тысячелетняя

история народа».
Алексей Николаевич Толстой

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

Одной из форм работы в решении этой проблемы является сказка.
Сокровищница русского народа сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Из сказок дети черпают первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Она раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, протестуют  против зла, несправедливости. Сказки пробуждают в ребёнке лучшие чувства, такие, как доброта, сочувствие, сопереживание, желание защитить, помочь.

Иллюстрации к сказкам помогают дошкольнику лучше понять содержание произведения, яснее представить описанные в нём природу, конкретную ситуацию,  в которой действуют герои.

Помните, что чтение книги не терпит спешки. Необходимо отложить все дела и почитать 20 – 30 минут. Читать надо неторопливо, четко, выразительно.

Если вы знакомите сына или дочь с новой сказкой, дочитав её до конца, отложите на время, дайте ребёнку возможность осознать и пережить услышанное, не разрушайте эмоциональное состояние, вызванное  от  прочитанного.  Позднее  можно снова обратиться к чтению этого произведения второй и третий раз.

          Теперь уже после чтения не спешите закрывать книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Можно спросить, какими словами говорится о весне, о лете, о герое. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций, спросите, кто это, что делает, куда идёт, что было потом и т. д. Если произведение небольшое, пусть ваш сын или дочь повторяет за вами или вместе с вами отдельные слова, повторы.

     Если вы хотите обучить ребенка рассказыванию, лучше всего начинать с пересказа по вопросам: «Кого встретил Колобок? Какую песенку спел?» и т. д.  – это будет первой ступенькой к составлению собственных рассказов. Можно сказать: «Бабушка (папа, дедушка) не слышали сказку. Расскажи им сам».

      Непросто передать словами даже небольшой текст. Не ждите моментальных успехов. Нужно не один раз поупражнять дошкольника в разных приёмах пересказа, прежде чем он сам справится с заданием. Похвалите ребёнка, чтобы не отбить желание выполнять столь непростую задачу.

Овладеть умением пересказывать помогут постановки кукольного и настольного театра, которые ребёнок может освоить под руководством и с участием старших братьев, сестёр, родителей. Разыгрываются сказки и с помощью обыкновенных игрушек, имеющихся у ребёнка. Важно побуждать его к этому и быть заинтересованным зрителем или партнером по исполнению. Вместе решите, какую сказку будете разыгрывать. Например, решили разыграть «Репку»: подумайте о  персонажах. Если это будут сказки «Теремок», «Колобок», подберите игрушечных зверей.

Можно сделать альбом, куда вы будете записывать сочиненные ребенком сказки. Пусть ребёнок сам проиллюстрирует их. Приятно будет показать свои сочинения друзьям, знакомым семьи или перечитать их много лет спустя.

Попытайтесь возобновить ушедшую в прошлое хорошую традицию старых интеллигентных семей – коллективное чтение вслух. Читайте русские народные сказки, сказки других народов нашей страны и народов мира,  читайте произведения К. И. Чуковского и  С. Маршака, С. Михалкова и братьев Гримм, Перро и  Андерсена и др.,  ведь именно общие переживания прочитанного объединяют семью, рождают общие интересы, воспитывают любовь к литературе.

 

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728