МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Воспитатели групп » "Увлекательное искусство логики"

Воспитатель речевой группы Исайчева Н.Я.

 

Развитие логического мышления у детей – очень важная тема. И вовсе не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Развивать логическое мышление нужно как можно раньше и даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны.

Несомненно, что ребенку, не овладевшему приемами такого мышления, труднее будет учиться – решение задач, выполнение упражнений потребует от него больших затрат времени и сил. Ребенок же с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в учебе, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (вычислениям, счету и т.п.).

Как же помочь ребенку в развитии логического мышления?

Преодолеть трудности в достижении логического мастерства вам помогут разнообразные игры. Ведь только то, что интересно и весело, как правило, запомнится детям лучше всего.

Предлагаемые игры  не потребуют особых временных затрат или определенного места. В такие игры можно играть даже во время поездки в общественном транспорте или на машине, дома или просто идя по улице. Например, гуляя с ребенком во дворе, загадайте какой-то предмет. Пусть малыш задает наводящие вопросы, на которые можно ответить однозначно: «да» или «нет».

- Это живое?

-Да.

- Это животное?

- Нет.

- Оно растет в земле?

- Да.

- Это дерево?

- Да.

Потом поменяйтесь местами. Эта игра развивает сообразительность и смекалку, тренирует ассоциативное мышление и наблюдательность.

Не стоит забывать про всем известные и любимые игры: «Съедобное – несъедобное», «Четвертый лишний» и многие другие. Пусть ребенок не только даст правильный ответ, но и объяснит, почему это так, а не иначе.

Повышают процесс развития логики игры с различными  конструкторами. Неиссякаемые возможности для творчества скрыты в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» и др. Дети могут придумывать все новые и новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из двух-трех наборов к игре; один и тот же силуэт составлять из разных наборов.

С гораздо большим интересом ребенок приступит к работе, если предложить выполнить задание от какого-лнибудь сказочного героя, например (игра «Танграм», составление лисы и гуся).


Я веселая лиса,

Мне вцепилась в хвост оса.

Я, бедняжка, так вертелась,

Что на части разлетелась.

Три сороки возле елки

Стали складывать меня.

Между ними вспыхнул спор –

Получился мухомор!

Помогите, помогите,

Из кусков меня сложите!

Я веселый белый гусь –

Ничего я не боюсь!

Но вчера упал я с кочки,

Развалился на кусочки.

Собирал меня енот –

Получился пароход!..

Помогите, помогите,

Из кусков меня сложите!


Широко известные всем счетные палочки – это не только счетный материал: с их помощью можно развивать пространственное воображение, преобразовывая одни фигуры в другие, например: сложить из четырех палочек квадрат. Добавив три палочки, получить два квадрата. Потом в полученной комбинации найти: квадраты, прямоугольники, многоугольники. Головоломки со счетными палочками развивают желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а также развивают логику мыслей, рассуждений и действий.

Логика тесно связана с математикой, поэтому целесообразно проводить эту работу и в русле математического развития. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности: способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения; формирует настойчивость, терпение, развивает творческий потенциал личности.

Легко и весело решаются математические «игровые вопросы» в загадках, нестандартных игровых заданиях на логику, задачках-шутках и пр. Они дают возможность показать и проявить смелость в своих предположениях, находить решение и не бояться ошибок.


Вырос гриб в тени осин.

Он сначала был один.

Тут второй грибок пробился,

Рядом с первым очутился.

Стала их считать сова,

Получилось ровно…(два).


Детям нравится слушать, считать в обратном направлении, самим читать следующее шуточное стихотворение:


Пять обезьянок в кровати скакали,

Одна подскочила неловко,

И сразу с кровати бедняжка упала

И сильно ушибла ножку.

Доктор пришел и сказал:

- Друзья,

Скакать обезьянкам в кровати нельзя!

Четыре обезьянки в кровати скакали…(ит.д.)

Одна обезьянка в кровати скакала…
Доктор пришел и сказал опять:

- Друзья, не пора ли ложиться вам спать?!


Или: Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ни одной, на клене вишни не растут).

Если гусь стоит на 2-х ногах, то он весит 4 кг. Сколько весит гусь, если он стоит на одной ноге? (4кг)

У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Три).

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также развивают логическое мышление:


Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик (ножницы).

Мы всюду следуем вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью – под кроватью (тапочки)


Когда мы говорим о дошкольниках, то следует помнить, что, как любая другая, так и работа по развитию логики должна быть максимально связана с окружающей жизнью. Часть жизни ребенка – это, конечно же, сказки.  И логико-математическое начало в них находится на самой поверхности:

-Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?

- 12 суток летела булава – это сколько дней?

- Если бы один козленок убежал за мамой, а еще двое за ним, то сколько козлят нашел бы волк в избушке?

По содержанию сказок можно придумать множество различных занимательных загадок, задачек-шуток на сообразительность и смекалку. Можно даже устроить конкурс на самую смешную или самую сложную загадку.  Например:

- Как можно сравнить по величине и посуду, и мебель в  доме, и самих медведей из этой сказки?

- В какие геометрические фигуры можно «спрятать» трех медведей?

- В сказке «Крошечка-Хаврошечка» сколько всего глаз было у дочерей мачехи?

- А сколько животных прошли по тропинке до сестрицы Аленушки и братца Иванушки?

- Удобно ли ходить в хрустальных туфельках и не опасно ли это?

Убедились, что сказки -  это просто кладезь для развития логики, смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости?

А еще непременно научите дошкольника играть в шашки, шахматы – эти игры развивают пространственное воображение, память, внимание, умение прогнозировать свои действия и проверять правильность их выбора. Разгадывайте вместе ребусы, кроссворды. В старшем дошкольном возрасте следует играть в соревновательные игры (кто быстрее составит, найдет, выберет, соберет…) – это научит ребенка достойно проигрывать и уважать соперника, радоваться успехам других, что очень пригодится в школьной жизни.

По мере усвоения игры усложняйте, дополняйте их все большим количеством правил, которые бы содержали не только техническую направленность, но добавляли бы  новые понятия нравственности, не дали бы угаснуть ребячьему интересу к игре.

Помните, играя с детьми, взрослый не должен перегружать своим присутствием эмоционального пространства: его управление игрой должно быть похоже на ветер, который раздувает паруса в нужном направлении, а сам он почти незаметен. В такой атмосфере игры помимо формирования самостоятельности и  активности устанавливается доверие между ребенком и взрослым, взаимопонимание, основанное на совместном переживании, которое вы испытывали в процессе игры.

Помогите вашему ребенку овладеть логическими операциями, и он станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Ему легче будет учиться, а. значит, и школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.

Неоспоримо, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которые создало человечество. И если ваш малыш станет автором новых открытий, новых изобретений, новых подходов и методов – за все это можно поблагодарить логическое мышление. Успехов вам в овладении увлекательном искусством логики!..

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728