МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Уч.- логопед » Играем, речь развиваем: на прогулке, на кухне, на даче.

Играем, речь развиваем: на прогулке, на кухне, на даче.

Чекунова Л.А., учитель-логопед, Чекунова Г.Б., воспитатель

  Обогащение пассивного и активного словаря ребѐнка,  развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – эти задачи  родители могут и обязаны решать ежедневно. Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого специально ничего не нужно организовывать. Вам не обязательно иметь сложные пособия и методики.  Для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела,  настроение. Не упускайте  повода что-то обсудить с  ребѐнком, поговорить о чём- то важном, интересном.  Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Начинаем играть.  Возьмём,  например, … яблоко. С ним можно провести такие игры:

  «Подбери словечко».

(Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жѐлтое, тяжѐлое, вымытое, аппетитное  и т.д.). Игра пройдѐт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей ребѐнка, их родителей и по цепочке каждый назовёт слово. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. Играя, ребёнок обогащает свой словарь прилагательными.

      2.   «Сходство и различие».

Взять несколько яблок,  внимательно рассмотреть их и сравнить между собой. (Одно яблоко жёлтое, а второе - зелёное.  Одно яблоко большое, а другое маленькое. Одно сладкое, а другое кисло-сладкое. Одно твёрдое, а другое - мягкое. Одно с хвостиком,  а другое -  без хвостика).   Таким образом, ребенок будет сам учиться составлять предложения.    

3. «Вспомни сказки».

Можно вспомнить сказки, где упоминаются яблоки.  - В каких сказках говорится о яблоке? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.)  За правильный ответ можно наградить  целым яблоком.  Предварительно можно прочитать ребёнку сказки, в которых упоминаются яблоки. Ребёнок узнает и запомнит  сказки, а в дальнейшем попробует сам их пересказать.  Таким образом,  ещё и улучшится память.    

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

Рассмотрим ещѐ  несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.

Игры на прогулке.   

«Что увидел, расскажи».   

Гуляя с ребёнком,  на прогулке  можно прививать  знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всѐ это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребѐнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребѐнка  понятно выговаривать их. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребѐнку будут интересны игры «О чѐм рассказала улица?», « Что услышал, расскажи», «Внимательные ушки», «Кто позвал?», «Тишина» - прислушаться к звукам в комнате, квартире и рассказать. Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь». Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Различные эксперименты и  опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребѐнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов. Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарѐм) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребѐнка, а именно объѐма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции. Сюжетно-ролевые игры с друзьями «Автобус», «Найдѐм клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. 

Задача родителей заключается в помощи  детям организовать  игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

Игры на кухне.

Играя, в квартире, на кухне появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребѐнка по следующим темам:  «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте ребёнку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарѐм, предлагайте ребѐнку всѐ новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чѐрствый и т.д.). Задавайте ребѐнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещѐ забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребѐнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. Если ребѐнок  маленький, он может занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает.     

Одновременно можно проговорить чистоговорки, например: да-да-да – у нас вкусная еда;  ду-ду-ду –хочу вкусную еду.  Уп-уп-уп- мама варит суп.  Ха-ха-ха – у нас будет  уха.        Ху-ху-ху – я ем сытную уху. Хи-хи-хи – мама, дай ещё ухи. 

Игры на даче.    

Играя на даче, открывается огромная возможность для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребѐнка на всю жизнь. Только здесь ребѐнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не  на картинке, а реально увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где растут ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даѐтся урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребѐнка, всѐ равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон, баклажан и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребѐнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребѐнка. На любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвѐртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чѐм я говорю», «Скажи наоборот» и т.д. Организовывая увлекательные, интересные речевые игры вы помогаете ребёнку в развитии речи, памяти, внимания, логического мышления. 

Учите, общайтесь, играйте  чаще с ребёнком и тогда вы увидите,  насколько ваш ребенок стал любопытным, внимательным, стремящимся к общению с вами.  

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728