МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Уч.- логопед » Сказки и их значение для дошкольников.

 Сказки и их значение для дошкольников.   

Чекунова Л.А., учитель-логопед

Совсем недавно родители часто рассказывали своим маленьким детям сказки, которые их в дальнейшем воспитывали. Укладывая ребенка спать, и для быстрейшего засыпания придумывали сказочные истории, читали русские народные  сказки, сказки народов мира. Слушая их, ребенок узнавал о взаимоотношениях людей, учился отличать добро от зла, верить в силу правды и справедливости, что большое значение играло в нравственном  развитии ребенка. В настоящее время загруженность родителей работой, наличие различных технологий,  нравственные устои семьи стали менее значимы. И сказки отступили на последний план. Часто выясняется, что дети не знают даже самых простых русских народных сказок.

Любая сказка  на ярких примерах помогает детям понять характер героев, их поступки, отношения с разными персонажами сказки, учит детей жизни, а также узнать хорошее и плохое. Все это является ценным материалом в воспитании дошкольников.

Сказки развивают фантазию, мышление, слуховое восприятие, память. Слушая сказки, дети  повторяют фразы из прочитанных сказок, любят добавлять окончания фраз, запоминают небольшие стихи и песенки. Повторяя сказки,  ребенок развивает свою речь и творческие способности. На конкретных примерах сказки можно развивать духовные и нравственные качества. Сказка играет очень важную роль в эмоциональном развитии ребенка. Психологи утверждают, что впечатления детства очень долго сохраняются в сознании ребенка и именно они влияют на поведение и настроение в дальнейшем. А также они часто вспоминают теплые, дружные обсуждения сказок со взрослыми во время их чтения. Такое увлеченное общение привлекает детей.

В настоящее время родители уделяют мало времени на живое общение с ребенком, так как это время  часто заменяет компьютер и телевизор. Ни в коем случае нельзя забывать о сказках, так как они являются хорошей предпосылкой в развитии речи и познавательного интереса. Кроме этого, развивается чувство уважения и любви к родным. В живом общении с ребенком можно задавать вопросы, выяснять  и объяснять непонятные слова, сравнивать поступки героев.  Пересказывая сказки, у ребенка развивается самостоятельная речь, интонационная выразительность, усидчивость, а в дальнейшем все это положительно влияет на обучение в школе. Дети, которые с раннего детства слушали сказки быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садах, школах. Эти дети быстрее налаживают отношения с незнакомыми людьми, сверстниками, взрослыми и у них почти не бывает комплексов.

Для чтения сказок надо выбирать правильно время и учитывать состояние ребенка. Лучше всего чтобы ребенок находился в хорошем настроении, не возбужденный и таким образом он быстрее настроится на слушание сказки и общения со взрослым.  Чтение  сказки удобнее проводить перед сном, потому что ребенок расслаблен, спокоен и он готов воспринимать сказочную информацию. Сказка взрослым должна читаться с удовольствием, хорошим настроением, эмоционально, такой настрой взрослого успокоит ребенка,  и ему передадутся  положительные эмоции.

Читая сказку ребенку надо самому взрослому положительно к ней относиться, чувствовать сказочный мир, верить в чудеса, описываемые в сказке, тогда сказка еще интересней будет восприниматься ребенком.

Читать сказку необходимо с хорошей дикцией, четко выговаривать все звуки, так как ребенок слушает взрослого и  повторяет то, что услышал. Если сказка понравилась ребенку, он будет просить еще почитать ее, и будет слушать с интересом.  Сказки надо подбирать с учетом возрастных особенностей, так как они влияют на эмоциональное состояние детей и помогут корректировать поведение.         

Сказки, которые необходимо читать (рассказывать)  ребенку .                                                                                               Выбирать сказку надо осознанно, особенно для маленьких детей. Необходимо учитывать возраст, темперамент, интерес. Сказки должны вызывать радость, желание слушать. С раннего детства сказки нужно читать простые и короткие, потому что ребенок поймет и усвоит их быстрее. Чтобы ребенку проще было пересказать сказку можно предложить серию картинок, которые он может разложить их самостоятельно соответственно тексту. Простыми, доступными первыми сказками для детей раннего возраста  являются «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». Сюжет этих сказок не сложный и в нем встречаются элементы повторения.

Начиная читать ребенку сказку,  надо его заинтересовать. Сказки для самых маленьких надо читать медленно, нараспев. В процессе чтения взрослые могут подражать голосам героев, интонировать, жестикулировать, гримасничать. Очень важно уметь показывать удивление, любопытство и другие эмоции, радоваться вместе с ребенком. Часто все эмоции ребенок повторяет с удовольствием. Для маленьких деток необходимо выбирать красиво оформленные книги. Большие и яркие картинки, не перегруженные деталями.

Детям  постарше (3-6 лет) можно  читать сказки с  более сложным содержанием, однако они по-прежнему должны иметь конкретный сюжет, а герои–  хорошо знакомы  ребенку.

Очень любят дети  этого возраста читать сказки в стихах – стихи удобны для восприятия, подсознательно нравятся детям, и  ребенок быстрее их запоминает и повторяет.  Любимыми сказками являются  «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит», «Тараканище» или стихи Маршака. Ребенка этого возраста можно начинать знакомить с такими сказками, как «Три поросенка», «Золушка», «Буратино», «Незнайка». Отлично подойдут для дошкольников многие сказки народов мира, русские народные сказки, а также сказки Андерсена, братьев Гримм, Бажова, некоторые сказки Пушкина. Сказка в этом возрасте  должна не только нравиться ребенку, но и быть поучительной, приносить ему пользу. Самое важное для ребенка – правильное осознание смысла прочитанного.  И наконец,  чтобы  ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих детям  правильно, гармонично развиваться.

Желаем удачи и надеемся, что такое живое общение со своим ребенком принесет только пользу для него.

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728