МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Уч.- логопед » В чем польза загадок и как научить ребенка их отгадывать.

В чем польза загадок и как научить ребенка их отгадывать.

Чекунова Л,А,, учитель-логопед

В чем польза загадок и как научить ребенка их отгадывать.

Родители не всегда знают и не задумываются о пользе загадок для детей. Загадка играет немаловажную роль в развитии ребенка.

Многие дети любят отгадывать загадки, и это их увлекает. Искать разгадку очень интересно и весело. Всегда поощряйте интерес к загадкам у детей. Они учат думать и анализировать, обогащают словарный запас, расширяют знания о мире, прививают любовь к родному языку. Загадки прекрасно развивают мышление, память, внимание, усидчивость.  Разгадывать загадки можно в игровой форме и непринужденно.  

Загадка – это краткое описание предмета или явления. Она  включает немало ценных сведений об окружающем мире. Из представленной загадки ребенок может получить сведения о внешнем виде  предмета. Большое значение загадки имеют для развития мышления ребенка, так как заставляют наблюдать, сравнивать и сопоставлять явления. Поэтому загадки  являются  своеобразной  зарядкой  для детского ума. Они приучают к размышлениям и доказательствам, учат логически мыслить, анализировать,  делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления и таким образом  развивают умственные  способности у ребенка.                                                                    

Загадки способствуют развитию речи и образного мышления. Они дают ребенку представление о том, что об одном и том же предмете можно сказать по - разному.

Учите ребенка разгадывать загадки. Чтобы отгадать ответ, ребенку надо выявить все признаки предмета или явления, сопоставить их между собой, вспомнить, где он видел тот или иной предмет. Если ребенку трудно отгадать, не спешите сразу сообщать разгадку. Дайте  время подумать, иначе интерес к загадкам быстро пропадет.  Детей следует учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, искать пути решения и, что немаловажно, объяснять и доказывать правильность своего ответа.

Придумывайте с ребенком загадки сами. Это не менее увлекательно и полезно, чем разгадывать. Придумывать загадки можно обо всем. Начинайте с простых описаний окружающих вас предметов. Такое творчество учит ребенка говорить ярко и образно, смотреть на обычные предметы с новой стороны, находить сходства между разными предметами. Например:                                                                                                                                                           

Эта плутовка хитрая, рыжая, с длинным, пушистым хвостом (лиса).                                                            

У него четыре ножки,  и сиденье есть (стул)                                                                                                                                 

В лесу живет, серый, зубастый, злой (волк).                                                                                      

Наблюдать и играть в загадки можно везде: на улице, в транспорте, в разных местах.

Главное при этом – выделять наиболее значимые и отличительные признаки того или иного предмета.

С интересно можно наблюдать за каким то действием,  процессом (пчела опыляет цветок, птица вьет гнездо, падают снежинки), и за изменениями, происходящими с течением времени (зарождаются почки, появляются листья, потом они желтеют и опадают): В шубе летом, а зимой  раздеты. (Деревья).

В загадки можно играть специально, то есть объяснить ребенку, что ему нужно очень внимательно все вокруг осмотреть, запомнить и отгадать загадку. А можно и спонтанно, например, собираясь на улицу или гуляя по парку. Главное, чтобы вы сами их знали и могли вспомнить в нужный момент.

Не забудьте объяснить ребенку, что в загадке важно все, нельзя пропустить ни одного слова. После того как ребенок нашел ответ, надо выяснить, как он это сделал, почему решил именно так. Такие вопросы учат малыша рассуждать, объяснять, доказывать, а вам дают возможность узнать ход его мыслей и при необходимости подкорректировать выводы.                                                                                                                                          Важно, чтобы загадки были на какую-нибудь одну определенную тему: сегодня – про животных, завтра – про природу, потом – про кухонную утварь и так далее. Такое сужение тем помогает малышу быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах.

Внимание ребенка необходимо сосредоточить на тематику загадки и ее озвучить. Например, загадки про овощи.

Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (Лук)

Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели (Лук)

Уродилась на славу, кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи, меня в них отыщи. (Капуста)

Был зеленым и маленьким, стал большим и красненьким. (Помидор)  

Меня копали из земли, пекли, жарили, варили, а потом все съели и всегда хвалили. (Картофель)

Вверху — зеленая, внизу — красная, в землю вросла. А что же это? (Свекла)

Красна девица  сидит в темнице, а коса на улице (Морковь)

Ее тянут бабка с внучкой, кошка, дед и мышка с Жучкой  (Репка)

Загадки про фрукты.

Этот вкусный желтый плод к нам из Африки плывет.

Обезьянкам в зоопарке пищу целый год дает. (Банан)

Внутри он красный бархатный, снаружи зеленый гладенький (Арбуз)

Синий мундир, белая подкладка, в середине – сладко (Слива)

Желтый фрукт похож на мячик, но съедобен и не скачет (Апельсин)

 Круглое, румяное,  оно растёт на ветке.  Любят его взрослые,  и любят его детки.  (Яблоко)

Начиная разгадывать загадки с ребенком,  не стоит ждать от него быстрых и правильных ответов сразу. Не стоит  с первого раза загадывать много различных загадок. Начните с одной, понаблюдайте за реакцией.  Пусть первая загадка будет очень простой, помогите ребенку сориентироваться и найти ответ  самостоятельно, потом обязательно похвалите. Первый положительный опыт повысит самооценку ребенка и будет стимулировать его  к новым разгадкам! Развивайтесь весело! Удачи!

Загадки о зиме.

Наступили холода, обернулась в лед вода,                                                                            

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.                                                                               

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.                                                                              

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой)

Кто мостит на реке мосток без топора, без гвоздей и досок?  (Мороз.)                                         

И не снег, и не лед, а серебром зимой деревья уберет.  (Иней.) 

Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал.  

Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (Мороз.)

Меня растили, из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза - угольки, губы - сучки.

Холодная, большая. Кто я такая?    (Снежная баба.)

 

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728