МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Уч.- логопед » Игры, которые помогут заговорить вашему ребенку.

Игры, которые помогут заговорить  вашему  ребенку.

Учитель-логопед Чекунова Л.А.

В настоящее время все чаще встречаются дети, которые не говорят к 3 годам или говорят очень мало слов. Родителей волнует эта проблема,  почему же так происходит именно с их ребенком? Как же помочь заговорить малышу?

 Известно, что  речевое развитие ребенка может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь (слова, которые ребенок слышит, но сам не произносит), хотя в это время  у ребенка активно проявляется   лепет, произнесение отдельных звукосочетаний.  Позже происходит резкий скачок (обычно после полутора лет), и очень быстро растет запас слов, которые регулярно   употребляются в речи (активный словарь).

Особенно интенсивно речевая активность проявляется   после года. Именно в этот период,  ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность.

Уважаемые родители, уделяйте  больше внимания   воспитанию у своего ребенка умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых.

Если ваш ребенок  не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то воспользуйтесь приемами, стимулирующими развитие его речи, которые окажут вам полноценную помощь.

Разговор с самим собой.

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».

Параллельный разговор.

Опишите действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы  подсказываете малышу слова, выражающие его действия. Запоминая слова, ребенок в дальнейшем будет употреблять их в речи

Провокация (искусственное понимание ребенка).

Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками,  смотрит на вас,  как бы выпрашивая их, дайте ему не ту игрушку, которую он показал и хочет. Но подумав, и не получив игрушку он  охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

Распространение.

Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп», — вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой».

Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому, что­бы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.

Приговоры.

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непро­извольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл. Играйте с малышом,  проговаривайте потешку,  четверостишие, впоследствии заинтересовавшись,  он  начнет повторять их за вами.

Выбор.

Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку? », «Ты возьмешь лопатку или ведерко?» «Чем ты хочешь играть?».                                                                         Многие свои мысли и предложения ребенок не может высказать и  выражает их другими способами — через ри­сование, лепку, аппликацию, конструирование. В этих видах деятельности развиваются не только речевые  способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности.  Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять. Когда рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям. Ребенок начинает понимать, что он говорит, рисунок соотносит со словом и постепенно начинает овладевать   родным языком.

Музыкальные игры.

Неоценимую роль в речевом развитии ребенка играют музыкальные игры.  Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом. Сначала ребенок про­говаривает только окончания или последние слова песенных строк. Не переживай­те — вскоре он начнет пропевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова. Пойте и вы с ним, но, в отличие от него, пойте ее правильно.

Пальчиковые игры.

Развитие речи тесно связано с движением пальцев рук. Чем лучше сформированы тонкие движения пальцев рук, тем быстрее будет развиваться речь ребенка.

Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод — массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к за­пястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2—3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Чтобы развить ручную умелость,  следовательно,  и речевую активность ребенка, можно проводить занимательные игры:         

  • запускать пальцами мелкие волчки;
  • разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;
  • рвать на мелкие куски бумагу;
  • сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок — бутончик цветка;
  • делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;
  • «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро;
  • показать отдельно только один большой палец;
  • махать в воздухе только пальцами;
  • кистями рук делать «фонарики»;
  • хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
  • собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
  • складывать матрешек, играть с вкладышами, пазлами;
  • рисовать рукой и пальцами в воздухе;
  • играть с песком, водой;
  • рисовать мелом, мелками, карандашами, фломастерами;
  • раскрашивать картинки, раскраски;
  • выкладывать из палочек разные фигуры;
  • заниматься шнуровкой;
  • играть с массажными мячиками.

Надеемся, что предлагаемые игры помогут вашему ребенку заговорить и в дальнейшем общаться легко и правильно выражать свои мысли.

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728