МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Уч.- логопед » Скороговорки… Нужны ли они детям, имеющим нарушения звукопроизношения?

Скороговорки… Нужны ли они детям, имеющим нарушения звукопроизношения?

Коновалова И.В. – учитель-логопед               

Русские скороговорки - бесценный материал для логопеда! Ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи.   Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
Чем полезны скороговорки?
        Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.   Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.


       Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.  Но что интересно, изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества. 

Cкороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок.  Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги, обязательно четко выделяя (утрируя) звуки, которые в данный момент необходимо автоматизировать. 

Важное правило: если логопед еще не поставил  ребенку звук, скороговорки на этот звук повторять нельзя! 

          Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.     После того, как этот этап успешно пройден, ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.  Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.  Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.   Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.  И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.   Каждому звуку – своя скороговорка!  Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
А теперь распечатайте веселые русские скороговорки и разучивайте с ребенком!

Для звука «Б»: Белые бараны били в барабаны. Для звука [в]: Водовоз вез воду вез.

Для звука «Д»: - Дед Додон в дуду дудел. – Дом у дуба, дуб у дома. Дым в дому, дом в дыму.
Для звуков «З» и «Зь»: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
Для звуков «К» и «Л»:  Около кола колокола.

Для звука «Ш»: - Нашей Маше дали мало каши. - Кошка спит, да мышку видит. -Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука «Ж»: - Хорош пирожок, внутри творожок. -  Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Для звуков «С» и «Сь»: - Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

Для звука «Ц»: Невелика синица, да умница птица.

Для звуков «Р» и «Рь»: - Кричал Архип, от крика охрип. Не надо Архипу кричать до хрипа.

- На лугу под горкой лежит сырок с красной коркой. Сорок сорок съели сырок.

- Гроза грозна, грозна гроза. Гром гремит, грохочет гром, бежит курочка с ведром.

                                                   Удачи вам и радости!

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728