МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Уч.- логопед » Обогащение и активизация словаря дошкольников.

Обогащение и активизация словаря дошкольников.

Учитель-логопед Крылова А.Ю. 

В основе правильного формирования речи лежит ее главная единица – слово. Овладение словарным запасом родного языка – необходимое условие освоения грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитание звуковой культуры речи.

Обогащение словаря ребенка – это задача, которую родители и педагоги должны решать совместными усилиями. Обогащение и расширение словаря идет одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью.

Как же в домашних условиях проводить занятия с ребенком по обогащению словаря?

Для этого ни чего специально не нужно организовывать. Стоит лишь внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать любой предмет, явление природы, ваши домашние дела, поступки, настроение.

Почаще что-то обсуждайте с вашим ребенком. Именно обсуждайте, односторонне «говорение» без диалога - малополезно.

Обогащать словарь ребенка дома можно в ходе различных бытовых ситуаций. Например, мама и дочь моют посуду. Мама спрашивает, как называется тот или иной предмет. Или уточняет сама – это фарфоровая тарелка, она глубокая, в ней мы подаем суп, а вот это мелкие тарелки – в них подаются котлеты с гарниром. Таким же образом ребенка можно познакомить с мебелью, бытовой техникой, одеждой, комнатными растениями и т.д.

Гуляя по улице, необходимо обращать внимание ребенка на погоду, деревья, цветы, птиц, рассказывать ребенку что-нибудь новое и интересное. Новые, незнакомые ребенку слова, следует объяснить, повторить несколько раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц. Это развивает слуховое внимание. После можно поиграть с ребенком в игры: «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал».  Рассматривание сезонной одежды прохожих поможет обогатить словарь и активизировать словарь по темам: «Одежда», «Обувь».

Поездка на огород или дачу, поход в магазин, позволит вам познакомить ребенка с названием овощей и фруктов, продуктов питания. Обязательно называйте свои действия («копаю», «сажаю», «покупаю», «расплачиваюсь», «выбираю» и т.д.), подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова.

Просмотр телевизионных передач, мультфильмов так же развивает кругозор детей, делает понятным новые для них слова, благодаря сочетанию слухового и зрительного восприятия. Обогащение словаря ребенка так же происходит в процессе ознакомлении его с произведениями художественной литературы. Не забывайте поинтересоваться впечатлениями ребенка от прочитанной сказки, или просмотренного мультфильма.

Очень важно поощрять детей, когда они используют образные выражения, различные предложения, когда выражают свое отношение к различным событиям. Положительна оценка самостоятельного решения речевой задачи, дает ребенку уверенность в себе и своих силах, что благоприятно влияет на его связную речь и умственное развитие.

 Речевые игры для формирования и активизации словарного запаса детей дошкольного возраста.

  1. 1.«Эхо» - взрослый произносит слово или фразу, а ребенок находясь в противоположном конце комнаты, выполняя роль эха, должен тихо повторить сказанное. Затем можно поменяться ролями.
  2. 2.«Назови кто (что) это?» - взрослый называет предмет, а ребенок подбирает обобщающее слово. Например, взрослый: «Кресло». Ребенок: «Мебель».
  3. 3.«Когда это бывает?» - взрослый называет один или несколько признаков какого-нибудь времени года, части суток, а ребенок должен определить, о чем идет речь.
  4. 4.«Что пропало?» - взрослый на столе раскладывает несколько игрушек (картинок). Ребенок называет их и закрывает глаза. Взрослый убирает один из предметов, а ребенок называет что пропало.
  5. 5.«Угадай, что я делаю?» - ребенок отварачивается и закрывает глаза. Взрослый шуршит газетой, наливает воду в чашку, заводит часы, стучит по столу…

Ребенок называет действие взрослого.

  1. 6.«Скажи какой?» - взрослый показывает предмет, а ребенок подбирает к нему слова-признаки (кот-пушистый, большой, ловкий…)

 

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728