МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Уч.- логопед » Роль семьи в развитии речи ребёнка.

Роль семьи в развитии речи ребёнка.

Учитель-логопед Чекунова Л.А.

Семья играет большую роль в речевом развитии ребёнка.  Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок  говорил правильно и  четко.  Но не всегда речь детей бывает чистой и красивой.

 Детская речь формируется на примере близких и родных ему людей. Все  навыки, в том числе и речевые,   приобретаются в семье. Речевые недостатки у ребенка, закрепившись с раннего детства,  с большим трудом преодолеваются в дальнейшем.  Поэтому, очень важно, чтобы ребенок постоянно слышал правильную, четкую речь взрослых, так как на их примере формируется собственная  речь детей.  Ни в коем случае нельзя «сюсюкаться» с ребенком, это приведет к неправильному произношению.

Нарушения речи у детей влияют и на психическое развитие. В результате чего, снижается развитие всех  психических  процессов, особенно мышления, а это в дальнейшем может отразиться на процессе школьного обучения. Нередко речевые нарушения у детей сопровождаются насмешками, передразниванием со стороны друзей, окружающих. В таких случаях ребенок замыкается, уходит в себя, появляется страх перед речью и с возрастом эти проявления усиливаются.

Поэтому, чтобы ребенок полноценно общался и учился необходимо во время устранить все недостатки речи.  Во - первых, обратите внимание на произношение звуков. Неправильное, искаженное произнесение звуков тормозит развитие грамматически правильной и связной речи.

Больше играйте со своим ребенком в  игры, которые  помогут ему правильно произносить звуки. 

 

Ребенка могут привлечь занимательные игровые приемы постановки звуков.   

  Итак, играем  и звуки получаем.                                                                               

 Игры для произношения звуков С-З-Ц

  1. 1.«Насос».

Имитируем накачивание шин у машины насосом – СССССССС…

  1. 2.«Поющий пузырек».

Дуть в пузырек, приблизив его к губам, слышится свист СССССССС…

  1. 3.«Комарик».

Изобразить полет комара, произносить писк -  ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…

 

  1. 4.«Зовем цыплят».

«Поманить» рукой цыплят – ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП…

Игры для произношения звуков Ш-Ж-Ч

  1. 1.«Пузырь лопнул».

Звук лопающегося пузыря – Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш…

  1. 2.«Мама спит».

Мама спит, она устала, ну и я мешать не стану Ш-Ш-Ш-Ш-Ш …

  1. 3.«Кукла спит»- Ш-Ш-Ш-Ш-Ш…
  2. 4.«Гусь шипит» - Ш-Ш-Ш-Ш-Ш…
  3. 5.«Жук жужжит»

Жук  летит и жужжит: Ж-Ж-Ж-Ж…

  1. 6.«Паровоз пыхтит».

Паровоз пыхтит и колесами стучит:  Ч-Ч-Ч-Ч… (или чух-чух-чух…).

Игры для произношения звуков Р, Л

  1. 1.«Индюк болбочет» - бл-бл-бл-бл-бл…

Кончиком языка «обнять» верхнюю губку и болтать им по губе.

  1. 2.«Лошадки».

Щелкать кончиком языка вверху, у верхних альвеол.

  1. 3.«Останови лошадку» - ТПР-ТПР (язык вибрирует,  положить между губами).
  2. 4.«Барабанчик».

Стучать кончиком языка за верхними зубами ДДДДДДД-ДРДРДР…

Игры для произношения звуков К-Г-Х

  1. 1.«Кукушка».

Подражать крику кукушки: КУ-КУ-КУ-КУ…

  1. 2.«Гусь».

Гусь гогочет: ГА-ГА-ГА-ГА…

  1. 3.«Погреем руки».

Дуть на «озябшие» руки: Х-Х-Х-Х-Х…

  1. 4.«Дрова рубим» («Лесоруб).

Подражать рубке дров с произнесением: УХ-УХ-УХ-УХ…

  1. 5.«Зуб болит».

Изобразить зубную боль с произнесением: ОХ-ОХ-ОХ-ОХ…

  1. 6.«Хохотунчик»

Подражать смеху: ХА-ХА-ХА-ХА…

Игры для произношения звуков В, Ф, Б.

  1. 1.«Вьюга воет» (подражать вою ветра).

Вьюга воет, завывает: ВВВВВВВВ…

  1. 2.«Волк воет» - ВВВВВВВВВ…
  2. 3.«Потуши свечу».

Подуть ФФФФФФФФФФ…

  1. 4.«Горячий чай» - подуть ФФФФФФФФ…
  2. 5.«Балалайка».

Произносить звук «У» и пальцем вибрировать губы: УББББББ…

Использование таких увлекательных игр поможет ребенку правильно произносить звуки. Но если звуки нарушены  и не поддаются правильному произношению, то необходимо обратиться к специалисту,  учителю-логопеду и получить соответствующую консультацию.

Игры с буквами

«Обведи букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть, узнать и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать ее.

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом.

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв (см. цветную вклейку).

«Назови букву». Взрослый предлагает ребенку найти какую-либо букву среди букв, перечеркнутых различными способами.

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву Г: П Г Т Р.

«Допиши букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы.

«Найди ошибку». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение буквы.

«Узнай букву». Ребенок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему букву. Ребенок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке.

«Чудесный мешочек». Взрослый кладет в непрозрачный мешочек знакомые ребенку объемные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок с закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет.

«Сложи букву». Взрослый предлагает ребенку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась. (Карточка, на которой написана знакомая ребенку буква, разрезана на несколько частей.)

«Выложи букву». Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счетных палочек и толстых ниток.

«Смастери букву». Взрослый предлагает ребенку изготовить знакомую ему букву из пластилина, проволоки или бумаги (сначала по образцу, а потом самостоятельно).

«Волшебный карандаш». Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.

«Напиши букву». Взрослый предлагает ребенку написать знакомую ему букву пальчиком в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу.

«Опиши букву». Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены. Например буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.

«Волшебник». Взрослый предлагает ребенку выложить из счетных палочек или согнуть из проволоки какую-нибудь знакомую ему букву, затем «превратить» ее в другую, графически сходную букву. Например согнуть из проволоки букву О, а затем «превратить» ее в букву С; выложить из палочек букву Н, а потом «превратить» ее в букву П и т. д.

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728