МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Уч.- логопед » Мастер-класс для родителей «Игры с мячом для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи»

Мастер-класс для родителей «Игры с мячом для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи»

учитель-логопед Коновалова Ирина Викторовна

Хочу напомнить вам, уважаемые мамы и папы, один из эпизодов вашей родительской практики. Вы занимаетесь с ребенком 6-ти лет, обучая его грамоте. «Вот слово «тигр», - говорите вы, - сколько здесь звуков? А какой – первый?». «Мамочка, а давай лучше поиграем! Вот мячик новый!»

      Как хочется ребенку внести хотя бы элемент игры в это тяжелое для него занятие! Потому что занятие со звуками, которое у нас, логопедов, называется развитием фонематического слуха, очень тяжелое для детей.

     Ведь звуки нельзя потрогать, даже увидеть, можно только услышать и произнести. Особенно это касается мальчишек, которым трудно усидеть на месте, им хочется двигаться, все трогать, передвигать, менять местами, перекидывать, подбрасывать, кидать, ловить…

       Вам не кажется, что все эти глаголы можно подобрать к слову «мяч»?  А ведь игры с мячом можно использовать при развитии у ребенка фонематического слуха и автоматизации звуков в речи.

     Игры с мячом известны с древних времен. Они весьма популярны у многих народов мира и являются самыми распространенными из игр.

Выбор мячей достаточно широк. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

Игры и упражнения с мячом помогут вам решить множество проблем.

 

Во-первых, они отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению. Освобождают ребенка от утомительной, неестественной для его возраста неподвижности на занятиях. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. Мальчики учатся регулировать силу и точность движений, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции. У детей перед школой активизируется непроизвольное и формируется произвольное внимание; развивается и нормализируется эмоционально-волевая сфера. И не надо забывать значение игры в мяч для  развития мышечной силы, усиления работы важнейших органов – легких, сердца, улучшения обмена веществ.

        А теперь поиграем!

Эти игры с различными мячами (резиновыми, пластмассовыми, тканевыми, массажными, маленькими стеклянными, даже воздушными шарами) помогут вам закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, научат выделять звук из ряда звуков и слов, называть слова с заданным звуком.

 

 

 

1. Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук»

Задача: закрепление знания гласных звуков.

Ребенок слушает цепочку из гласных звуков: а о у а о и а о и о. Услышав звук «А»,  ребенок бросает мяч об пол, ловит его и произносит звук «А». Затем игра повторяется на другой гласный звук.

2. Игра «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой».

Задача: закрепление умения выделять слова с заданным гласным звуком из ряда других слов.

Ребенок слушает слова: аист, осень, иней, сыр, мак, мох, мыло, сад, суп, сыр, сом, сад. Услышав звук «А», ребенок подбрасывает резиновый мяч над головой и ловит его.

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем».

Задача: закрепление умения длительного плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Ребенку предлагается пропевать гласный звук, одновременно прокатывая стеклянный шарик по столу. Или пластмассовый мячик прокатывается по полу от взрослого к  ребенку.

4. Игра «Стучалочка»

Задача: тренировка четкого произношения согласного звука.

Ребенок сидит на полу, резиновый мяч зажат между колен. Взрослый произносит согласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Ребенок повторяет.

5. Игра «Мяч передавай – со звуком «О» овощи называй»

Задача: закрепление умения выделять слова с заданным гласным звуком  из ряда других слов.

Ребенок и взрослый  передают друг другу тканевый мяч и называют  овощи, в названии которых есть звук «О»: огурец, морковь, картофель, чеснок, кабачок, помидор, укроп.

6. Игра «Мяч поймай, звуки поменяй!»

Задача: отработка умения четко произносить гласные звуки.

Взрослый бросает мяч ребенку и называет слово. Ребенок, поймав мяч, должен заменить гласные звуки «У,А» на звук «О» и четко произнести полученное слово. Сук – сок; бук – бок; тук – ток; мал – мол; бак – бок; сам – сом. Звуки «О,А» - на «И»: бас – бис; бал – бил; мал – мил; рос – рис; топ – тип; пол – пил.

7. Игра «Я – слог, ты – слог, получилось слово, дружок!»

Задача: закрепление умения добавлять слог до слова.

Взрослый говорит: - Я произнесу первую часть слова, ты – вторую. Например: ша-ры. Взрослый  бросает тканевый мяч  и говорит первый слог слова. Ребенок ловит мяч, бросает обратно, называя целое слово. Можно бросать резиновый мяч ударом об пол. Са – ды. Са-дик. Ры-ба. Ры-бак. Ма-ша. Ма-ма. Ми-ша. Мис-ка. Му-ха.  Ко – ты. Ко-тик. Ва-та. Во-да. Ван-на.

8. Игра «Мяч передавай, слово называй»

Задача: автоматизация заданного звука в словах.

Взрослый стоит за спиной ребенка. Он передает в вытянутые над головой руки ребенка воздушный шарик  и называет слово с заданным звуком.

Ребенок повторяет  слово  и передает шарик над головой  назад.

 

9. Игра «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги»

Задача: тренировка умения делить слова на слоги.

Взрослый и ребенок по очереди произносят заданные слова по слогам, отбивая каждый слог резиновым мячом.

10. Игра «Умный мячик»

Задача: формирование навыка анализа прямых и обратных слогов.Взрослый бросает резиновый мяч ребенку и произносит слоги. Например: та, то, ту, ты, тэ, ат, от, ут, ыт, эт. Ребенок называет первый и второй звук или произносит звуки наоборот, меняя их местами.

11. Игра «Мяч поймай – слово составляй»

Задача: составление слов из 3-4 звуков, их анализ.

Взрослый называет   ребенку звук и катит по полу  пластмассовый мяч соответствующего цвета (красный, синий, зеленый). Ребенок соединяет из мячей-звуков слово и называет его. Слова: рак, сом, мак, мир, кот, кит.

12. Игра «Мяч лови – чистоговорку произноси»

Задача: автоматизация звука во фразах, ритмотизация речи.

Ребенок произносит чистоговорку, отбивая каждый слог слова резиновым мячом. Например: Кошка у окошка штанишки шьет. А мышка в сапожках избушку метет.

13. Игра Мяч поймаю, слово четко называю»

Задача: автоматизация звука, определение место в слове.

Взрослый катит к ребенку по столу стеклянные шарики, называя слова с автоматизируемым звуком. Ребенок повторяет слово и катит шарик взрослому.

14. Игра «Мяч поймаем – раз! Два – распутаем слова!»

Задача: закрепление умения детей анализировать и синтезировать из заданных слов новое слово.

Взрослый называет слово с переставленными слогами или с исковерканным произнесением одного звука и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит слово  правильно и бросает мяч взрослому. Например: мотикс (мостик); сакид (садик);  кулка (кукла); мякич (мячик).

15. Игра «Мяч бросай и волшебные слова называй».

Задача: расширения словарного запаса за счет обобщающих слов, развитие умения вспоминать слова с заданным звуком.

Взрослый ударяет резиновым мячом об пол и говорит: - «Я знаю пять названий фруктов со звуком «А». Бросает мяч ребенку. Ребенок называет фрукты (ананас, апельсин, абрикос, банан, груша), каждое слово отбивая мячом.  Посуда со звуком «С»: стакан, супница, кастрюля, солонка, сахарница. Домашние животные со звуком «К»: корова, кошка, коза, конь, собака. 

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728