МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Уч.- логопед » Играем, фонематический слух развиваем!

Играем, фонематический слух развиваем.

Учитель-логопед Чекунова Л.А.

Ах, эти звуки, звуки! Как они прекрасны! А прекрасны потому, что жить в мире звуков радостно и интересно. Разнообразен и прелестный океан звуков.

Путь дошкольника лежит через игры в звуки и буквы. Слушая правильную, чёткую речь взрослого малыш зачастую подражает и старается также правильно произносить звуки, слова, целые фразы. Но не всегда у него получается произнести звук правильно. Этому может мешать неправильное, искажённое звукопроизношение, нарушение фонематического слуха.

Фонематический слух – это умение слышать звуки речи и произносить их. Поэтому постоянно надо обращать внимание на речь ребёнка,  произношение звуков и таким образом будет развиваться фонематический слух.

Нас окружают разные звуки: хлопки ладонями, стук мяча об пол, гул самолета, сигнал машины, скрип дверей, звучание бубна, шуршание бумаги – это все НЕРЕЧЕВЫЕ  ЗВУКИ.

Есть и другие звуки, которые мы произносим – это РЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ. Их произносим с помощью языка, губ, щек, мягкого неба, голоса.

Подражаем писку комара «З-З-З-З», жужжанию жука «Ж-Ж-Ж-Ж», рычанию тигра «Р-Р-Р-Р», гоготу гусей «ГА-ГА-ГА», стуку колес паровоза «ТУК-ТУК-ТУК», пению детей «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ».

Достаточно развитый фонематический слух, т.е. умение различать (дифференцировать) все звуки родного языка – различать смысл слов близких по звучанию (уточка – удочка, миска - мишка) необходим для успешного овладения чтением и письмом.

Звуки помогают  детям в синтезе слогов и слов,  то есть в нахождении звука в слове (начало, середина, конец), в определении последовательности звуков, умении составлять слово из звуков.

Пятилетний ребёнок без ошибок может разложить в две стопки картинки в одну – с первым звуком «Ш», в другую со звуком «Ж».

Исследователи этой проблемы считают, что при овладении грамотой у ребенка должна возникнуть новая высшая ступень фонематического слуха - звуковой анализ: способность установить, какие звуки слышны в слове, определить их порядок следования и количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук.    

Целесообразно еще до обучения грамоте дать детям первоначальные представления о звуковом строении слова, развивать интерес к звучащему слову.

Работу по формированию речевого слуха необходимо начинать с раннего возраста.

Большую помощь взрослым при работе с детьми по формированию фонематического слуха окажет использование различных игр.

Необходимо научить ребенка произносить слова с интонационным выделением изучаемого звука.

Для усвоения понятия «звук» необходимо проводить такие игры:

«Назови звук».

Загадать загадку, а ребенок называет не всю отгадку, а только первый звук в отгадке.

«Узнай звук».

Почитать стихотворение и назвать из него слова, в которых слышится заданный звук.

«Найди звук в слове».

Учить ребенка определять второй и третий  звуки в словах.

«Придумай слово».

Учить ребенка назвать слова на заданный звук

«Куда спрятался звук».

Назвать слово, а ребенок определяет местоположение заданного звука (в начале слова, в конце или середине.

«Цепочка слов».

Взрослый называет любое слово, а ребенок определяет последний звук в слове и на этот звук придумывает новое слово, далее взрослый называет свое слово, придуманное на последний звук и т.д.

(ЛапшААпельсиН НиткИИвААисТ …)

«Букет».

Составить «букет» из слов, начинающихся на звук «С» (или на любой звук «Ш», «Ж», «З», «Л», «Р»)

«Прятки».

Какой звук спрятался в слове – «С» или «Ш»?

КО…КА, МА…ИНА, ПЕ…ОК, МИ…КА.

В этой игре можно использовать следующие пары звуков:

С - З, С - Ц, З – Ж, Т – Д, Л – Р, Ч – Ц.

«Какой звук есть во всех словах».

Шуба, кошка, мышка, камыш, шишка.  (Звук Ш),

Жук, жаба, жираф, ежик, ножик, лыжи.  (Звук Ж).

Чай, чайник, чашка, очки, ключ, дочь.  (Звук Ч).

Рак, рыба, рука, корова, кровать, сыр, комар. (Звук Р).

«Дежурный звук».

Взрослый произносит любой звук, а ребенок придумывает слово с этим звуком на первом месте (в начале слова).

Например:

( Звук «А» - аист, ананас, арбуз, альбом, абрикос…).

(Звук «У» - утка, удочка, улитка, учитель, ученик …).

Работа по формированию фонематического  слуха сложна и разнообразна. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи и речевого слуха задерживается, что крайне затрудняет обучение грамоте.

Поскольку основной формой познавательной деятельности  дошкольников является игра, именно она вам будет лучшей помощницей. Старайтесь заниматься с ребенком, развивая его любознательность, станьте его партнером в игре, сотрудничайте с малышом, и  ни в коем случае не принуждайте.

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728