МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Уч.- логопед » Если у ребенка заикание…

Если у ребенка заикание…

Учитель-логопед Кирбитова Л.Г.

 Заикание – такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождается мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата ( органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

 В некотором смысле заикание можно считать айсбергом, вершина которого – неплавность речи, а подводная часть – различные причины, приведшие к этому. Это различного рода биологические причины, психологические проблемы , речевые нарушения.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет.

Это возраст становления фразовой речи, во  время которого запинки ( внезапные остановки речи) отмечаются у многих детей. Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять и растягивать отдельные звуки, слого, слова, а иногда вставлять эмболы ( лишние звуки, слова: «а», «ну», «вот» и т.п.). Это нормальный процесс становления  ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже и вообще исчезнут. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, что ребенок старается скрыть их. Не откладывайте свой визит к логопеду и психиатру или неврологу.

Заиканием страдает примернр 3% детей. Его распространенность зависит от такой особенности языка, как темп речи. Заикание у мальчиков отмечается в 3-4 раза чаще, чем у девочек .

Заикание может возникнуть остро, то есть внезапно, вследствие психической травмы – испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни (начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд, отъезд близкого для ребенка человека, даже на короткое время и др.) , или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев. В целом это весьма индивидуально.

Состояние речи заикающихся детей может меняться. Временами ребенок говорит хорошо, и вдруг наступает ухудшение. Обычно родители связывают его со временем года (весной и осенью запинки усиливаются) или временем суток ( некоторые дети, просыпаясь, капризничают и больше заикаются, потом настроение у них улучшается, запинки становятся реже. Есть дети, у которых ухудшение речи наступает перд или после перенесенного заболевания. Поразному может ребенок говорить дома и в детском саду.

Волнообразност характерна для течения заикания. Даже когда коррекция успешна, бывают периоды ухудшения. Важно, чтобы они наступали реже и не были такими сильными, как предыдущие, тогда можно сказать: «Да, ухудшение, но в процессе улучшения».

Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным), если больше – закрепившимся.   Рекомендации при инициальном заикании  существенно отличаются от тез, которые даются при заикании закрепившемся.

Какое бы заикание не было, надо как можно раньше показать ребенка враче психиатру или  получить советы и рекомендации у логопеда. Однозначной схемы лечения не существует. Медицинские препараты подбираются строго индивидуально для каждого ребенка. Случается, что некоторые медикаменты вызывают у кого - то из детей парадоксальные реакции (вместо успокоения возбуждают) или аллергию. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у психиатра не только при инициальном заикании и в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго (иногда 2-3 года) после того, как речь нормализуется. Это способствует предупреждению обострений, которые могут возникнуть в кризисные периоды (7-9-11-13 лет),

Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение и начата коррекционная работа, тем благоприятнее прогноз.

 

Советы родителям на каждый день.

 

 Следует пересмотреть свое поведение  в отношении   воспитания малыша: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.

  • Следите, как -  быстро или медленно — вы говорите с ребенком и  как громко: если запинки появились, то говорить нужно тише и медленнее.
  • Убедите себя: запинки не приговор, а симптом более глубокой проблемы, обычно психолого-педагогического порядка. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас,  буквально интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так»; нервное напряжение растет.
  • Особо серьезные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить  просмотр телевизора и  компьютерные игры до 15-20 минут в день.
  • Перед сном включайте тихую инструментальную музыку, обработку классики для детей. Такие музыкальные композиции  оказывают  хороший психотерапевтический эффект.
  • Если  ваш малыш стал запинаться из-за  интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай  малыш месяц-другой ничем не занимается, бьет баклуши, ничего не делает.
  • Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на  своеобразии его речи. Вот почему лучше не требовать от него повторить  слово верно и вообще давать какую-либо оценку высказываниям. В случае, если ребенок  во время беседы начал сильно запинаться, просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается.  Обычно при использовании этих приемов запинок нет.

 

  • При общении с ребенком с запинками  дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах,  ни подсказывать слово, не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания.

 

 Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение и начата коррекционная работа, тем благоприятнее прогноз.

 

 

 

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728