МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Уч.- логопед » «Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»

«Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»

Учитель-логопед  Королькова Т.Г.
Основная задача коррекционной работы педагогов специализированного логопедического детского сада – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.
Успешное  осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя  и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.
Определяя содержание работы,  необходимо четкое представление о структуре основного дефекта формирования речи детей с ОНР – т.е. о дефицитарности  языковой способности детей.
Далее следует определить  время удобное для решения  речевых коррекционных задач воспитателями. Кроме специальных занятий по развитию речи, большая часть лексико – грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях, может успешно закрепляться в процессе проведения различных режимных моментов.
Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем.
На утренней гимнастике воспитатель, кроме общеразвивающих движений, планирует работу  над развитием дыхания (физиологического и  речевого), темпо – ритмических способностей (как с использованием музыки, так и  словесным  сопровождением). Здесь же возможно и развитие мимики, жестовой речи и эмоций. Все вышеперечисленное можно адресовать  так же  музыкальным и физкультурным занятиям.
Коррекционная гимнастика, которая по традиции нашего детского сада, проводится в утреннее время воспитателем. Упражнения из комплекса коррекционной гимнастики в полном объеме или частично целесообразно повторять в течение дня, как на логопедических занятиях, так и в другие режимные моменты, осуществляемые воспитателем. Коррекционные упражнения планирует логопед, т.к. артикуляционные упражнения, предлагаемые на гимнастике, должны быть предварительно усвоены на логопедических индивидуальных занятиях большинством детей группы. Артикуляционная гимнастика может выполнять функцию подготовительного этапа к логопедическим занятиям по произношению, либо выступать в роли тренинга, способствующего укреплению мышц речевого аппарата. Соответственно, пальчиковая гимнастика укрепляет мелкую моторику  пальцев рук и влияет на развитие речевой моторики мышц органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика на начальном этапе (а у детей с дизартрией на протяжении всего периода обучения) обязательно проводится перед зеркалом.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений и по изобразительной деятельности  воспитателю представляются большие возможности для обогащения речи детей «сенсорной лексикой» и   практическому усвоению грамматических форм согласования и падежного управления, для обучения их умению составлять рассказы от элементарных высказываний и до развития  творческого рассказа. Для детей с ОНР и алалией важен  прием развернутой речи  во время операции счета, как первоначального этапа формирования связного последовательного логического высказывания, т.к. «объяснительная речь» не сформирована достаточно у детей с ОНР еще и в 6-7 летнем возрасте.
Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым. Прогулки, дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении.
Т. о. благодатными для развития речи оказываются все режимные моменты, но особое место среди них занимает время вечерней коррекционной работы по заданию логопеда, которое обязательно должно быть продуктивно использовано. Т.к. предлагаемый логопедом материал является особенно важным для ребенка именно в тот момент, когда речь идет, к примеру, об автоматизации поставленного звука,  либо несет функцию подготовки к предстоящему логопедическому занятию.
К основным формам координирования  работы воспитателя логопедом по формированию связной речи у детей с ОНР, способствующим наиболее эффективной работе в этом направлении, следует отнести:
-    совместное обследование детей логопедом и воспитателями, внутри которого воспитатели выявляют практические и сенсомоторные умения детей, а логопед –  их речевые умения и возможности;
-    перспективное планирование, определяющее нижние  границы и возможные перспективы коррекции в пределах отведенного МПК срока обучения каждого ребенка и задачи на коррекционные периоды;
-    определение содержания работы,  способов  решения поставленных задач, мониторинг развития каждого ребенка, анализ  результативности коррекционного процесса и уровня готовности к дальнейшему обучению в школе.
Работа над каждой темой начинается с:
-    обогащения словаря,
-    уточнения лексического значения слов,  т.е. овладение точностью значения, которая включает в себя собственно значение слова, многозначность, синонимику  и антонимику,
-    активизация словаря, т.е. перенос слов из пассивного словаря в активный.
Кроме этого включает в себя работу над правильным произношением и грамматическим оформлением слов, а также развитие связной речи.
Речевой материал для проведения коррекционной работы всегда определяет логопед. В зависимости от характера материала коррекционную работу с детьми начинает то логопед, то воспитатель. При этом воспитатель проводит основную работу по накоплению и уточнению словаря детей.
Работу с речевым материалом, требующим специального методического подхода, всегда начинает логопед. Это наиболее сложная лексика, где необходимо особое внимание к звуковой,  морфологической  и слоговой структуре слов, к  грамматическим формам и синтаксическим моделям. В данном случае воспитателю необходимо продолжить начатую логопедом работу по активизации в речи детей данного материала.
Речевой материал, работу над усвоением которого целесообразно начинать воспитателю, в основном является, либо обиходным,  либо  постоянно  употребляемым   на    занятиях. При его отборе следует   руководствоваться   требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» (зачастую более младшей возрастной   группы).
На  занятиях и в повседневной жизни воспитатель  должен создать базу для  целенаправленной коррекционной работы по  овладению  моделями  словоизменения  и словообразования. Например, специального внимания требует работа по усвоению детьми словосочетаний   с числительными, лексики, связанной с понятиями о величине, а также, с пространственными и временными понятиями.   Знакомство   с   данным    материалом происходит на воспитательских занятиях по развитию    элементарных    математических представлений и в процессе общения. Так, при обучении количественному счету и простейшим счетным операциям (±1) npoисходит   практическое   усвоение   детьми форм    именительного, родительного и дательного падежа количественных числительных пример, пять картинок, от двух яблок, к флажкам  и т. п.).
Таким образом, воспитатель в ходе работы по усвоению «Программы воспитания и обучения в детском саду» либо закрепляет с детьми речевой материал, отрабатываемый логопедом, либо подготавливает его усвоение.
Логопед  работает над пониманием значения грамматической формы слова и словообразованием, над формированием грамматического строя речи, ведет часть словарной работы, касающейся моделей словообразования и словоизменения.
Существует определенный круг задач, в решении которых главную роль выполняет воспитатель.  Для полноценного формирования понятия необходима сенсорная база, и воспитатель использует для этого общеобразовательные занятия и ситуации повседневной жизни. Именно он (и только он) располагает этой возможностью.
Например, при формировании как лексического, так и грамматического значения числительных ведущую роль играет воспитатель. Это обусловлено тем, что данный материал органично вписывается в содержание занятий по формированию элементарных математических представлений. Обучая навыкам счета, целесообразно максимально развернуть объяснительную речь ребенка (при счете каждый раз необходимо называть предмет, согласуя его с числительным: один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров), этот прием следует использовать до полного исчезновения у ребенка ошибок в согласовании числительных с существительными.
На воспитательских занятиях, прежде всего, решаются воспитательные и общеобразовательные задачи. Вместе с тем в процессе отработки программного материала воспитатель решает и  коррекционные речевые задачи: создает речевую базу для логопедических занятий, закрепляет материал этих занятий, тренирует навыки правильной речи.
Первоочередность задач такова: на логопедическом занятии на первом месте стоят коррекционные задачи, затем — общеобразовательные и воспитательные задачи.
На воспитательском занятии первое место занимают общеобразовательные и воспитательные задачи, второе — коррекционные задачи.
Следует строго соблюдать последовательный  переход от формирования у детей  репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к самостоятельным, от высказывания с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.
Занятия по обучению рассказыванию проводятся воспитателем и логопедом. Логопедом, при необходимости, даются рекомендации воспитателям по организации занятий с применению речевых заданий и упражнений, а также по индивидуальному подходу к детям с учетом специфики речевых затруднений в овладении навыками рассказывания.
Таким образом,  речевое развитие  детей с ТНР можно обеспечить только при условии  тесного взаимодействия в работе логопеда и воспитателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крылова Н. Л. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. 1978. № 1; О коррекционной работе логопеда и воспитателя на материале занятий по счету. Там же. 1980. № 4; Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей. Там же. 1985. № 2.
2. Лариоцова Н. Я- Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя // Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Сост. С. А. Миронова. М.: Просвещение, 1987.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1987.
Крылова Н.А. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР. Дефектология, 1991 – 1.
4. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального д/с. — М., 1993.—Ч. 1,2.
5. Медведева Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития. Дефектология, 2002 – 3.
Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728