МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Уч.- логопед » Формирование изобразительных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями Кузьмина А.Ю., учитель – логопед

Формирование изобразительных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями Кузьмина А.Ю., учитель – логопед

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, а так же умственному развитию. Занятия любыми видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи.

Для ребенка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его изобразительных навыков, иногда имеют большее значение, чем для здорового сверстника. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисуя что-либо, он может сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость.

Среди множества детей с ограниченными возможностями здоровья большую часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича. Имеются дети с различной степенью тяжести двигательных нарушений, вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности. К тяжелой степени относятся дети, не обладающие  навыками ходьбы и манипулятивной деятельности, не способные себя обслуживать.

Помимо различных трудностей становления познавательной деятельности таких детей, безусловно, формирования изобразительной деятельности и графических навыков считается одним из самых трудоемких. Необходима комплексная система занятий, которая поможет коррекции нарушений движений руки, пространственной ориентации, сенсорному развитию.

Несмотря на  очень  тяжелые  двигательные  расстройства  и  нарушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно  занимаются  изобразительной деятельностью,  как  одним  из  наиболее  доступным  для  них  и  интересных занятий. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка, усидчивость, целеустремленность, желание как можно лучше исполнить свою работу. Формирование изобразительных навыков у детей, страдающих различными формами ДЦП, ускоряет двигательное, сенсорное, интеллектуальное развитие.

На занятиях изобразительной деятельностью с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями решаются следующие основные задачи:

Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма.

Формирование правильного восприятия формы, величины, цвета и умение передавать их в изображении.

Формирование правильного восприятия пространства.

Формирование целостного восприятия предмета.

Воспитание положительного эмоционального отношение к изобразительной деятельности и ее результатам.

Развитие любознательности, воображения.

Расширение запаса знаний и представлений.

Не менее важным на занятиях является развитие эстетического восприятия, умения выражать свое видение мира с помощью разнообразных изобразительных средств. При этом особое внимание уделяется не качеству, а содержанию изображаемого: пятно на бумаге может быть лужей, облаком и т.д., в зависимости от фантазии ребенка.

Обучение приемам творческой деятельности проводится в соответствии с двигательными возможностями детей. Следует широко использовать приемы, компенсирующие двигательную недостаточность и позволяющие практически любому ребенку что-то изобразить.

Ребенок может создавать изображение краской на бумаге с помощью валика и накладываемого на бумагу трафарета с «окошком» определенной формы. Важно, чтобы ребенок увидел в изображенном какой-то предмет. Затем можно научить создавать более сложное изображение, добавляя к исходному простые элементы. Если к кругу добавить линию, получается шарик, а несколько линий — солнце. Затем из нескольких элементов составляется предметное изображение или композиция: например, из трех кругов можно сделать снеговика. Не стоит заставлять детей использовать более сложные изобразительные приемы. Нужно, чтобы формировалась естественная потребность в совершенствовании техники исполнения по мере развития творческой фантазии.

Полезно комбинировать разные техники исполнения, например, создавать изображения с помощью штемпеля и трафарета.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной детям с диагнозом ДЦП, к ним можно отнести пальчиковые краски, растирание мела, рисование губками, сверху которых прикреплены пробковые ручки, а так же штампы. Можно рисовать крупными валиками и малярными кистями.

В обучении приемам творческой деятельности можно использовать пассивные действия (когда педагог работает рукой ребенка) с переводом их в активные. При выраженных двигательных затруднениях нужно изобретать разнообразные компенсаторные приспособления.

Многим детям с церебральным параличом очень трудно удерживать фломастер или кисть в непослушных пальцах. Довольно часто зажатый в руке инструмент располагается, параллельна листу бумаги и изменить угол его наклона – задача для ребенка непосильная. Существуют различные ортопедические приспособления, чтобы зафиксировать положение всей руки или только кисти.

Для   коррекции неправильной позы пальцев  и  «приучения»  их  к  правильной  позе,  следует сформировать правильную  укладку пальцев для  захвата  карандаша  и  зафиксировать  ее вместе с карандашом резинкой. Какое-то время рука должна оставаться  в  таком  положении  для  лучшего запоминания позы пальцев. Помимо этого используется и пассивный метод,  когда правильная укладка  пальцев  фиксируется  взрослым,  который  рукой  ребенка проводит с ним линии или  иные  фигуры.  Приучение  пальцев  к  карандашному захвату требует довольно длительного времени. Но в наиболее тяжелых  случаях достаточно научить ребенка захватывать карандаш  способом,  который  он  сам выбрал как способ приспособления в связи со своим двигательным дефектом.

Часто дети нуждаются  в  дополнительных  средствах оборудования для снижения противодействия гиперкинезов.  Для  этого  рука  и голова ребенка должны быть зафиксированы во  время  рисования,  на  запястье руки  следует  надеть  утяжеленный  браслет  с  тем,  чтобы   уменьшить   ее подвижность. Карандаш  или  ручка  также  должны  быть  тяжелыми и их диаметр должен превышать обычный.

Занятие желательно начинать с нормализации тонуса  рук.  Для  этого используется массаж, гимнастика. Для снижения тонуса мышц  можно, использовать приемы Фелпса, можно предложить тренинг мышечного расслабления, разработанный И.Г.   Выготской, Е.П. Пеллингер.

Можно сделать вывод, что формирование изобразительных навыков, является важной составной частью целостного образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, обладает уникальными и эффективными механизмами восстанавливающего  и развивающего воздействия на ребенка.

 

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728