МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Уч.-дефектолог » Развитие тактильной чувствительности детей с нарушениями зрения

Развитие тактильной чувствительности детей с нарушениями зрения

Кирбитова А.А., учитель-дефектолог

Тактильные ощущения для ребенка с нарушениями зрения очень важны. О том, что нужно учить такого ребёнка ощупывать разные предметы руками, сегодня знают очень многие. Но также важны для ребенка и ощущения, идущие от босых ступней, спины, других частей тела, которые очень благотворно действуют не только на нервную систему, но и, как выяснилось, повышают иммунитет. Тактильные ощущения – огромная сфера нашей жизни и при нехватке тактильных ощущений ребёнок может страдать и физически, и морально. Ощущения ребёнку нужны разные, и далеко не только нежные, а чаще всего контрастные ощущения. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры. Для развития таких ощущений существует множество игр и упражнений. 

Магазин тканей. Для этой игры нужны разные кусочки тканей. 

1 способ. Разложите ткани на «прилавке». Покупатели – разные игрушки. Приходит мишка, ему нужна ткань на рубашку, но он знает только, что ткань нужна тонкая, нежная, ведь это будет рубашка маленькому медвежонку. Зайчику нужна тёплая кофточка и ткань на нее нужна толстая, но не колючая. 

2 способ. Нужно разделить кусочки тканей на две группы. Одна для зимы,  другая – для лета. Для зимы надо выбрать все толстое, мягкое, пушистое, а для лета тонкое, нежное, гладкое. 

Упражнение с мылом. Мыло становится скользким, если его намочить, ну а если брать игрушку мыльными руками, то она тоже станет скользкой. Возьмите тазик или чашку с водой и мылом. Наберите игрушки из разных материалов и посмотрите, какие из них становятся скользкими, а какие нет. Что ещё делает предметы скользкими? Масло, крем. Покажите это на нескольких предметах. Пальчиковые краски тоже дают удивительное ощущение.  

Геометрические фигуры. Для этой игры подойдут фигуры из бархатной бумаги. Это может быть круг, квадрат, звезда, треугольник. Но не слишком большие, они должны поместиться в ладони ребёнка. Возьмите одну из фигурок, поводите пальчиками по контуру, пусть он ощутит фигуру всей ладошкой. Спросите, понял ли он, что это? Усложнение этого упражнения – узнавание на ощупь формы трафарета, отверстия, рамки тех же фигурок. Можно узнавать на ощупь предметы, буквы, цифры поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант –  ребёнок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой его зарисовывает.

Тактильная дорожка. Для этого надо сшить несколько разных тканей в виде дорожки. На отдельные участки можно нашить пуговицы, на другие пришить шнур, выложив его в виде узора или просто заполнив им пространство. Так же можно использовать мех, можно вшить мешочки с крупами, только надо использовать крупную крупу, например перловку. Также можно развивать тактильную память ступней. Ребёнок стоит на каком-либо материале, старается его запомнить, а затем выбирает его из трех-четырех материалов.  

Чем тоньше тактильные ощущения ребёнка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно развить осязательное восприятие и представления,  и в известной мере компенсировать дефект зрения. 

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728