МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Уч.-дефектолог » «Как научить ребенка понимать язык мимики и жестов»

 «Как научить ребенка понимать язык мимики и жестов»

Учитель-дефектолог Кирбитова А.А.

Наверное, каждый из нас неоднократно замечал, что при знакомстве с новым человеком буквально в первые минуты возникает чувство симпатии, предрасположенность к дальнейшему общению либо антипатия, желание прекратить коммуникацию. Причина такой, казалось бы, спонтанной реакции на нового знакомого кроется в его жестах и мимике - каждому свойственно интуитивно оценивать собеседника по его неосознанной жестикуляции и выражению лица. Психология жестов и мимики является наукой, призванной изучить связь между внутренним состоянием человека и внешними проявлениями, выявить закономерность между эмоциями, чувствами, и сопровождающими их жестами, определить влияние непреднамеренной жестикуляции и мимики на эффективность межличностных коммуникаций.

 Изучая язык жестов, психология достигла немалых успехов: опытные специалисты по невербальным сигналам, подающихся человеческим телом, определяют настроение и переживания человека, распознают обман, выявляют основные черты характера. Однако знание основ психологии мимики и жестов полезно не только специалистам, проводящим исследования в данной сфере, но и людям, далеким от психологии - владея информацией об значении невербальных сигналов, можно не только научиться лучше понимать собеседника, распознавать ложь, но и использовать знания для достижения успеха в межличностном общении.  

 Для того чтобы эффективно общаться, нужно одинаково искусно владеть языком вербального и невербального общения. И если первому виду общения — общению посредством слов — родители, как правило, уделяют должное внимание, активно развивая словарный запас ребенка, обучая речевому этикету, то последнему — языку невербального общения — не придается особого значения. И напрасно!

Именно через мимику и жесты передается 55% информации о человеке. И научить ребенка понимать и корректировать свой язык тела — значит помочь ему найти взаимопонимание в ближайшем окружении, заложить основы для будущей взрослой жизни, где умение общаться без слов является залогом успеха и признания в обществе.

Выразительное использование невербальных средств общения (жестов, мимики), как и умение точно выстраивать интонацию, умение владеть собой -все эти умения отрабатываются средствами театральной педагогики. Это актерские умения.

Тренинговые упражнения по невербальному общению рассчитаны на детей 4-6 лет, поскольку именно в этот период ребенок начинает активно входить в социум, учиться жить в коллективе, интенсивно общаться не только со сверстниками на детской площадке, но и с преподавателями и воспитателями.

Все читаю по твоему лицу...

Подберите в журналах иллюстрации — портреты людей с разными эмоциональными состояниями. А теперь протестируйте ребенка, насколько хорошо он «читает» лица.

Для начала возьмите самые простые состояния (например, веселый-грустный), обязательно сопровождайте задание вопросами: «Почему ты так думаешь? Как ты догадался?» Учите ребенка аргументировать свои догадки. Затем дополните ряд: задумчивый, растерянный, улыбающийся, раздосадованный и т.д. (подобрать иллюстративный материал помогут журналы с телевизионной программой, ведь у актеров мимика наиболее выразительна).

Объясните ребенку, что эмоциональное состояние человека можно определить по уголкам рта и бровям, а не по глазам, которым обычно ошибочно приписывают главную роль создателя нашего настроения. И, наконец, поиграйте в театр: поставьте перед ребенком зеркало и попросите его отобразить все названные состояния. Это очень полезное упражнение, которое помимо своей основной цели — закрепление полученных знаний — поможет научиться контролировать свои эмоции, разовьет у ребенка артистические способности.

Магия жеста

Научите ребенка различать открытые и закрытые жесты. Жесты открытости свидетельствуют об искренности и расположении к собеседнику. К этой группе жестов относятся раскрытые руки ладонями вверх, наклон головы и тела вперед, отсутствие всяких зажимов — барьеров (скрещенные руки и ноги). К открытым жестам относится и жест миротворцев — соединение пальцев обеих рук в полувертикальном положении, такой жест в конфликтных ситуациях помогает разрядить напряженную обстановку, найти компромисс. Скрещенные руки и ноги — излюбленный закрытый жест у взрослых, причем немногие взрослые отдают себе отчет в том, что таким образом они негласно дают понять собеседнику, что держат его на расстоянии. Такой жест очень любят копировать дети. И делают это себе во вред, поскольку данный жест создает внутренний барьер, препятствует эффективному общению и усвоению новой информации. К закрытым жестам относят также сцепленные пальцы рук, запрокидывание головы и корпуса тела назад. Перекрест рук с выставлением больших пальцев свидетельствует об агрессии, а положение обеих рук на поясе позволяет занимать доминирующее положение при споре.

Заметим, что, несмотря на негативную окраску большинства закрытых жестов, они тоже имеют свое право на существование, поскольку бывают случаи, когда их обязательно нужно использовать для того, чтобы, к примеру, не попасть под дурное влияние собеседника. Проиграйте с ребенком ситуации, в которых ему нужно использовать открытые жесты, а где, напротив, необходимо использование закрытых жестов. Данная тренировка поможет вашему ребенку правильно применить свои знания на практике.

 

 

 

 

 

 

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728