МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Уч.-дефектолог » Развитие коммуникативной функции у детей с нарушениями зрения через систему коррекционных игр.

 

Развитие коммуникативной функции у детей с нарушениями зрения через систему коррекционных игр.

Учитель-дефектолог Кирбитова А.А.

Способность общаться - это дар или то, чему можно научиться?

Психологи определяют коммуникативность, как индивидуально-психологические способности личности, которые обеспечивают ей совместимость с другими людьми. 

Способность к общению включает в себя три «Я»:

- «Я хочу» - желание вступать в контакт с окружающими. 

- «Я умею» - умение общаться, включая умение хорошо говорить, слушать собеседника, умение сопереживать. 

- «Я знаю» - знание норм и правил при общении с окружающими. 

Именно, детям, имеющим дефект  зрения трудно свободно общаться друг с другом и окружающими людьми: мимика таких детей бедна, невыразительна, а ведь контакт глаза в глаза очень важен во время любого общения. Слабовидящий ребенок часто даже не видит образца для подражания в ходе речевого контакта. У них, вследствие зрительного дефекта, затруднено накопление опыта и информации об окружающем, что обусловливает особенности общения детей со сверстниками, поскольку последнее формируется именно в процессе совместной деятельности.

Так как  дефект зрения ведет к нарушению социальных отношений, у ребенка постепенно может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание зрячих, иждивенчество, неадекватное ситуативное поведение). От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни. Многие навыки общения, такие как жест, мимика и др., принципиально не могут быть приобретены слабовидящими спонтанно, путем естественного наблюдения и подражания.  

К моменту поступления в детский сад большинство  слабовидящих  детей уже имеют комплекс проблем. Это стереотипия, амимичность, невротические реакции, незнание элементарных норм поведения и др. Поэтому  важной  задачей педагогов и родителей является формирование у ребенка  эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, неречевых средств общения (адекватных  мимических проявлений, жестов, пантомимики). Для адекватного восприятия эмоционального состояния собеседника  такому ребенку необходимо различать, используя слуховой, дистантный анализатор, тонкости и оттенки интонации голоса собеседника. 

В начале коррекционно-развивающей работы по коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения необходимо определить уровень сформированности неречевых средств общения ребенка.  

 Ребенок идет на контакт, общается охотно, пока не осознает своего дефекта. Как только это происходит - ломается формула общения. 

Поэтому задача взрослых - помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений, раскрепоститься, почувствовать себя личностью. 

Понятно, что взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в группе будут складываться на фоне уже сложившегося общения в семье. Дети приходят в детский сад из семей с различным социальным положением: полных, неполных семей,  есть дети, которые воспитываются без родителей, то естественно, что коммуникативные потребности у них очень различные.   

Проблема коммуникативности  встает перед  педагогами ежегодно, т.к. свойственна детям со зрительной патологией, а общеизвестно, что любую проблему, касающуюся детей, легче разрешить в игре, а проблему общения тем более, ведь именно здесь ребенок имеет возможность по собственной инициативе вступать в разнообразные контакты, приобрести опыт самостоятельного налаживания взаимоотношений, научиться доброжелательности, чуткости - к тому же все это можно помочь сделать в игре интересно и ненавязчиво, поскольку искусственное формирование психического состояния маленького человечка чревато осложнениями. Помимо этого в игре всегда присутствует диалог, как наиболее естественная форма речевой деятельности, которая предполагает наличие постоянной обратной связи: взрослый - ребенок или ребенок - ребенок. Этот диалог  со слабовидящими детьми на 1 этапе общения носит невербальный характер.  

Главная задача этого этапа работы - преодоление у детей замкнутости, пассивности, формирование выразительных мимических и жестовых движений, развитие пантомимики.  

Поэтому перед педагогами стоит задача: с помощью игровой педагогики научить детей выразить себя через неречевые формы общения. 

И первым помощником педагога должен быть родитель. 

Предлагаем вашему вниманию специально подобранные игры и упражнения, которые помогут детям формировать и развивать невербальные формы общения: 

«Нарисуй эмоцию» (знакомство с основными эмоциями, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики): ребенок рисует пальчиком заданную эмоцию по крупе (песку, пластилину и т.п.) 

«Узнай на ощупь»: на дощечках выложены эмоции из разных материалов: наждачная бумага, мех, ковролин и т.п. Ребенок с закрытыми глазами на ощупь должен угадать эмоцию. 

«Угадай, кто я?» или «Угадай мое настроение» (развитие эмоций, тактильных ощущений): на ощупь узнать лицо ребенка или его эмоцию. 

Подвижная игра «Огонь-лед» (снятие психо-мышечного напряжения, телесных зажимов,  развитие пантомимики, произвольной сферы):  дети свободно стоят, по команде ведущего «огонь», дети начинают бегать по залу, на команду «лед» - должны замереть, «замерзнуть». Ведущий обходит всех, касается, пытается пошевелить руки, ноги и хвалит, какой твердый, холодный лед получился. 

«Воздух, земля, вода, огонь» (развитие пантомимики, внимания): дети стоят в кругу и выполняют команды взрослого: воздух – руки вверх, земля – вниз, вода – «плывут», огонь -  быстро спрятать руки за спину. 

«Фотограф»: (развитие эмоций, выразительных движений, мимики, пантомимики): дети стоят перед зеркалом. Ведущий задает эмоцию, дети изображают ее, глядя в зеркало. Затем ведущий говорит «Замри!», дети поворачиваются к ведущему, и он «фотографирует» их. Варианты: рассердись как Баба Яга, испугайся как зайчик волка, погрусти как Пьеро, удивись, как  Незнайка, развеселись как 3 поросенка и т.п. 

«Танец в парах» (сплочение детей, снятие телесных зажимов, напряжения, развитие общей моторики): дети встают парами, соединяют ладони друг с другом, закрывают глаза. Под спокойную музыку начинают танцевать, медленно покачиваться. 

«Неваляшки» (релаксация, снятие напряжения, развитие взаимодоверия, пантомимики): дети выбирают себе пару. Один в паре «неваляшка», второй – малыш. Неваляшка расставляет ноги в стороны, закрывает глаза и расслабляется. «Малыш» под спокойную музыку начинает медленно покачивать за плечи «неваляшку». Потом они меняются местами. 

«Изобрази действие» (развитие пантомимики, воображения): ребенку на ухо сообщают, что он должен изобразить, он показывает – остальные дети должны угадать. Пример: поливаю цветы, чищу зубы, пылесошу, ем кислый лимон, забиваю гвоздь, подметаю, качусь на лыжах, плаваю, глажу белье и т.п. 

  Прослушай музыку и угадай ее настроение. 

 «Скульптор» (мышечное расслабление, развитие пантомимики, воображения): дети по очереди превращаются в мягкий пластилин («расслабляются). «Скульптор»  должен придать пластилину какую-нибудь форму. 

 «Это я люблю» (эмоциональный настрой на занятие, развитие внимания, воображения): ведущий перечисляет действия, предметы. Если дети это любят, они поднимают руки вверх и говорят «да!», если не любят, прячут руки за спину и говорят  – «нет!». Примеры: есть мороженное, смотреть мультфильмы, есть лук, гулять, стоять в углу, спать днем, драться, есть торт, кусаться, купаться, играть на компьютере, плеваться и т.п.

«Бабочка» (приветствие,  эмоциональный настрой на занятие): бабочка на веревочке прикреплена на палочку. Дети вытягивают пальчик или ладошку вверх, бабочка садиться на ладошку каждого ребенка - здоровается с ним. 

 «Подарок руками»: в конце занятия. Дети стоят в кругу, ведущий предлагает по очереди сделать друг другу подарок, но не настоящий, а изобразить руками. Остальные дети должны угадать, что это. Примеры: сердце, воздушный шарик, солнышко, цветок и т.д. 

 «Люблю – не люблю» Цель: развитие воображения и мимических движений. Описание игры: педагог, а затем дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду. 

 «Удивление». Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака. Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты. 

«Цветок». Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем. 

«Театр зверей». С помощью игры дети перевоплощаются в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, жестов (лисички, зайчики, кошечки, лягушки и т. д.). 

«Танец»”. Взрослый задаёт детям тему и включает музыку. Варианты тем: танец бабочки; танец зайца; танец лошадки; танец слонёнка; танец дерева и т.д. 

«Как  говорят  части  тела» Цель: учить невербальным способам общения. Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи: как говорят плечи «Я не знаю»; как говорит палец «Иди сюда»; как ноги капризного ребёнка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»; как говорит голова «Да» и «Нет»; как говорит рука «Садись!», «Повернись!», «До свидания». Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель. 

«Зоопарк». Цель: развивать невербальные способы общения.
Каждый из участников представляет себе, что он - животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное. 

«Сделай  подарок». Цель: знакомить детей с невербальными способами общения. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет «в подарок». Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга. 

«День наступает, всё оживает...». Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными. Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда  ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу. 

«Здороваемся без слов» Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении. Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728