МБДОУ детский сад № 59 Обычная версия Настройка








Руководитель: Герасимова Светлана Михайловна, высшая квалификационная
категория, стаж работы – 25 лет.
Адрес: 184209, Мурманская область, г.Апатиты, ул. Строителей, 117
Телефон: 8 (81555) 6-51-11
E-mail: dou59-apatity@bk.ru
Часы приема родителей: понедельник, четверг с 15.00 до 18.00

Главная » Консультации специалистов » Педагог-психолог » Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы».

Дети – «тюфяки»   и дети – «катастрофы».

Митина О.А., педагог-психолог

Гиподинамический ребенок - заторможенный, медлительный, безынициативный, вялый, замкнутый.

Гипердинамический ребенок - сверх активный, подвижный, неусидчивый, с неустойчивым, легко переключаемым вниманием.

 Чем раньше установлен ДИАГНОЗ: гипер- или гиподинамический синдром, тем лучше для ребёнка и его родителей. Особенно это касается гиподинамических детей. Гипердинамичность ребёнка бросается в глаза и довольно быстро приводит семью к невропатологу, который без труда установит диагноз.

Гиподинамических детей, напротив, иногда годами тормошат, стыдят, обвиняют в отсутствии целей и интересов. И никому даже в голову не приходит показать ребёнка врачу. Прописать лекарство и вылечить описываемые синдромы невозможно, но можно дать родителям рекомендации, разработать для ребёнка индивидуальную программу реабилитации.

На что следует обратить внимание родителям, размышляющим на предмет наличия у ребёнка  вышеописанных синдромов?

  • ØВо-первых, конечно, на наличие других неврологических диагнозов (например, «ММД» - минимальная мозговая дисфункция;  «энцефалопатия», «синдром внутричерепной гипертензии» и т.п.) Если что-то из этого имеется, то вероятность развития одного из синдромов очень высока (90%).
  • ØНаличие неконтролируемой моторной активности.
  • ØОчень слабая концентрация внимания у ребёнка, лёгкая отвлекаемость. Он постоянно бросает одно дело и тут же начинает  другое.
  • ØЛюбые стойкие нарушения сна.
  • ØПостоянная вялость, заторможенность ребёнка.
  • ØНаличие в истории развития ребёнка логопедических проблем, задержка развития речи или её общего недоразвития.
  • ØНеумение приспособиться к дисциплинарным требованиям детского дошкольного заведения.
  • ØПолное отсутствие инициативы у ребёнка, нелюбовь ко всему новому.
  • ØБыстрая «захлебывающаяся» речь или, наоборот, при нормально развитой речи – постоянная молчаливость и односложные ответы, словно бы «через силу».
  • ØСтойкая неуспеваемость в начальной школе, необъяснимая интеллектуальной недостаточностью (чаще неуспеваемость по русскому языку). Учителя в таком случае говорят, что ребёнок мог бы учиться лучше, если бы не отвлекался или не «мечтал о чём-то».
  • ØПовышенный травматизм и тенденция «влипать» во всякие истории и неприятности.
  • ØРебёнок всегда производит впечатление неокончательно проснувшегося.
  • ØНаличие одного или нескольких тиков или моторных стереотипов (моргает, подкашливает, трёт нос, глаза,  дёргает  себя за волосы, упорно «до мяса» грызёт ногти, обрывает заусенцы, постоянно крутит или мнёт что-то в пальцах, подскакивает на месте, крутит головой и т.д.).
  • ØНочной или дневной энурез (непроизвольное мочеиспускание).
  • ØПоверхностная, иногда избыточная общительность (не чувствует дистанцию в отношениях).
  • ØЗамкнутость, отчуждённость ребёнка. В садике он сидит в стороне на стульчике или играет один в углу.
  • ØПредпочитает младших партнёров по играм.
  • ØСостояние, настроение меняется в зависимости от времени года, суток. Метеочувствительность.  
  • ØДаже при небольшом стрессе или напряжении может наступить срыв.

Если у вашего ребёнка присутствуют 4 - 5 и более из перечисленных особенностей, то скорее всего у него имеется синдром гипо- или гипердинамии.   

Какие кроме медицинских есть ещё способы помочь таким детям?

Если в семье растёт гипердинамический ребёнок, то правильной политикой по отношению к дошкольным занятиям будет следующее:

ü  Не стоит отдавать ребёнка до 6 лет в группы, где обучение строится по «школьному» типу.

ü  Вполне допустимо и уместно организовать занятия ребёнка в группах, где всё происходит в игровой обстановке (дети могут спокойно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать).

ü  Если проявления синдрома очень сильны, то желательно до 6 лет обойтись без дополнительных кружков, занятий.

Ещё несколько простых правил:

1. Не пытайтесь усадить ребёнка. Именно в движении гипердинамический ребёнок легче усваивает информацию.

2.Занятия должны быть очень короткими (не более 10 мин.)

3.По возможности приучайте ребёнка к регулярности занятий.

4.Не слишком гоняйтесь за суперсовременными системами (Вспомните игры своего детства – они намного полезнее и информативнее).

5.Если ребёнок всё-таки посещает дополнительные занятия и там дают домашнее задание, которое он  готовить не хочет, не особенно усердствуйте в их выполнении. Пусть ребёнок пойдёт не занятия с невыполненным заданием. Если ему это безразлично, значит, он ещё не готов к такой форме работы. 

Если в семье растёт гиподинамический ребёнок:

Основная проблема такого ребёнка – слабость процессов возбуждения, слабая стимуляция, поступающая из ЦНС. Поэтому такой ребёнок нуждается в непрестанном внешнем стимулировании (т.е. его нужно всё время тормошить).

С самого раннего возраста значительное внимание следует уделять физическому, моторному развитию гиподинамического ребёнка.

Искусственно создавайте ситуации, в которых ребёнок может быть успешным.

Постоянно выражайте вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребёнка.

В присутствии других детей и взрослых людей выражайте своё уважительное мнение о ребёнке, свою уверенность в его достоинствах.

 С таким ребёнком нужно много разговаривать!

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728